Сознание и бессознание в психике и поведении человека

Другое о психологии » Сознание и бессознание в психике и поведении человека

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

Часто, совершив определенный поступок, человек не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного.

Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.

2. Разработанность проблемы.

Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного.

К. Юнг в книге “Сознание и бессознательное” (18) рассматривает отношение между “эго” и бессознательным, понятия коллективного бессознательного, инстинкта.

В книге А. Г. Спиркина “Сознание и самосознание” (12) анализируется проблема соотношения сознательного и бессознательного в процессе творчества, структура бессознательного, выясняется, почему именно не уровне подсознания часто рождаются новые идеи, возникают оригинальные ассоциации образов.

С. Л. Рубенштейн в своей книге “Бытие и сознание” (10; 26) пишет, что “сознание, то есть осознание объективной действительности, начинается там, где появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, посредством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета”.

В книге А. Н. Леонтьева “Деятельность. Сознание. Личность” (4) процесс осознания связывается с опредмечиванием представлений, с тем, что “Объект должен выступать перед человеком именно как запечатлевший психическое содержание деятельности, то есть своей идеальной стороной” (стр. 30), а акты выделения идеальной стороны отождествляются с актами их осознания.

Л. С. Выготскому мы обязаны необыкновенно тонким анализам переживаний, неосознаваемых или плохо осознаваемых их субъектом, который был им произведен еще в начале 30-х годов и изложен кратко на заключительных страницах его основной монографии “Речь и мышление” (). Главная идея этой концепции Выготского заключается в том, что мысль, находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме, зарождается в сознании человека как неразличимый “сгусток смысла”.

В небольшой книге грузинского психолога А. Е. Шеррозии “Психика. Сознание. Бессознательное” (16) он рассматривает общепсихологический аспект категории сознания и бессознательного психологического. Автор считает, что отправляясь только от этих категорий возможно решать принципиальные проблемы психологии.

Несмотря на множество публикаций, в истории психологической науки сознание и бессознательное явились труднейшими проблемами, которые до сих пор не удалось решить ни с материалистических, ни с идеалистических позиций. На пути их практического применения также возникло немало сложных вопросов. По этой причине проблема сознания и выходящих за уровень сознания структур, несмотря на важное значение этих явлений в понимании психологии и поведении человека, до сих пор считается одной из наименее разработанных. Поэтому данное исследование проблемы в какой-то степени восполнит пробел в изучении сферы сознания и бессознательного.

4.Методы исследования

В ходе комплексного изучения проблемы взаимодействия сознания и бессознания были использованы такие методы, как: анализ литературы, наблюдение, беседа. В частности был использован вопросник доминирующего инстинкта, предложенный В. Горбузовым и ассоциативные тесты по определению доминирующего инстинкта, которые предлагаются в приложении.

В ходе экспериментальной работы был опрошен 50 человек, 24 из которых являются студентами второго курса психологического факультета и 26 – ученики 11 “Б” класса школы-лицея №41.

5. Практическая значимость

Результаты исследования по данной проблеме могут быть использованы воспитателями, педагогами, руководителями предприятий в их воспитательной, обучающей, организационной практической деятельности. Проявление бессознательных компонентов в поведении человека должно учитываться и может быть использовано при воздействии на человека, социальных взаимоотношениях в малой группе, коллективе и т.д. Используемые тесты помогают проследить переход сознательных структур человека в сферу бессознательного, что часто проявляется в деятельности, определить доминирующий инстинкт, представленный в сознании человека и в бессознательном, что выявляет определенную склонность к какому-либо поведению, устремления человека, его жизненные ценности.

Содержание данной работы может быть использовано для подготовки к проведению лекции, урока, выступления.

6. Апробация работы

С результатами проведенных исследований были ознакомлены все опрошенные студенты и школьники, а также учителя школы-лицея №41. Содержание I и II глав работы явилось основным мателиалом для подготовки доклада, который был сделан в указанной школе для учеников 11 класса.

Больше по теме:

Методики изучения уровня психологической готовности студента
Задачей данных методик является выявление уровня психологических знаний и умений студентов применять эти знания на практике, т.е. насколько у студентов сформирован уровень познавательной и мотивационной готовности, какой вид мотивов являе ...

Человек как субъект общения
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Но общени ...

Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
Специфика активности человека состоит в том, что она проистекает во взаимодействии с другими людьми или предметами, произведенными ими. Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения ме ...