Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация.
Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимся того, чем он должен пожертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать, в каких условиях функционировать в организации, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и т.п. От этого и ряда других факторов зависит удовлетворенность человека взаимодействиями с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.
Установление органичного сочетания двух этих сторон взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента, так как оно обеспечивает основу эффективного управления организацией.
Для того, чтобы понять, как строится взаимодействие человека с организацией, необходимо уяснить, в чем суть проблемы взаимодействия человека и организации, какие характеристики личности определяют поведение человека в организации и какие характеристики организационного окружения оказывают воздействие на включение человека в деятельность организации.
Одним из основных результатов взаимодействия человека и организации является то, что человек, анализируя и оценивая результаты своего труда в организации, вскрывая причины успехов и неудач во взаимодействии с организационным окружением, анализируя опыт и поведение своих коллег, задумываясь над советами и рекомендациями начальства и сослуживцев, делает для себя определенные выводы, которые в той или иной мере сказываются на его поведении, приводят к изменению его поведения с целью адаптации к организации, с целью достижения лучшего взаимодействия с организационным окружением. Таким образом, адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник.
Поэтому, важность проблемы к адаптации человека к организационному окружению на данный момент очень актуальна. И каждый успешный и грамотный руководитель организации должен умело использовать определенные методы адаптации для более успешной работы не только всего коллектива, но и самой организации в целом.
Целью дипломной работы является изучение методов адаптации человека к организационному окружению.
Сформулированная цель определила следующие задачи исследования:
- дать определение организации и описать роль организации в современном обществе; охарактеризовать основные признаки организации; рассмотреть внутреннюю среду организации;
- дать понятие об адаптации и методах ее реализации;
- проанализировать методы адаптации молодых работников на примере кафе «Пончо».
Объект исследования – адаптация человека к организационному окружению.
Предмет исследования – изучение методов адаптация человека к организационному окружению.
Методами исследования являются анализ, сравнение и обобщение данных, опубликованных в научной литературе и периодической печати, в практической части использованы методы изучения документов, анкетирование.
Анализируя степень изученности темы можно сказать, что существует небольшой массив литературы, рассматривающий теоретические аспекты адаптации персонала.
Теоретической основой дипломной работы послужили научные труды В.Т.Алиев, С.В. Дохолян «Организационное поведение», А.Л. Виханского, А.И. Наумова «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс», В.Р. Веснина «Практический менеджмент персонала», А.Л. Волгина, В.И. Мширко, А.Л.Модина «Управление персоналом в условиях рыночной экономики», А.П.Егоршина «Управление персоналом», А.Я Кибанова, «Основы управления персоналом организации», Е.В. Маслова «Управление персоналом предприятия», Ю.Д.Красовского «Организационное поведение», С.Б. Качалова «Организационные аспекты повышения адаптации персонала на рабочем месте», В.А. Спивака «Организационное поведение и управление персоналом», А.Павлуцкий, О.Алехина «Обучение действием: новый подход к корпоративному обучению и развитию персонала» и практические подходы к адаптации человека к организационному окружению, проведению анкетных опросов рассмотренных в периодических изданиях: журналы «Управление персоналом», «Проблемы теории и практики управлении», «Справочник кадровика», «Служба кадров» и т.д.
Эти авторы затрагивают проблемы адаптации в комплексе с другими управленческими проблемами, такими как принятие управленческих решений, функциями менеджмента по планированию и организации деятельности, а также мотивация персонала. В работах этих авторов освещается широкий круг вопросов адаптации в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде, рассматриваются вопросы управления, касающиеся управления человеком в организации.
По мнению А.Л. Волгина, В.И. Мширко А.Л. Модина, адаптация человека к организационному окружению может быть выражена через систему критериев успешности организации в целом. Концепция адаптации человека к окружению заключается в том, что «эффективной признается система адаптации персонала, являющейся конкурентоспособной с позиций оказываемых услуг, самой организации и работы в ней» [9. Стр 146]. Однако данный подход не позволяет производить оценку адаптации человека к окружению.
Близким к рассмотренному является подход к определению категории «социально-экономическая эффективность адаптации человека к окружению» С.Б. Качалова, который определяет эффективность адаптации следующим образом: «Социально-экономическая эффективность в области адаптации персонала на рабочем месте означает достижение целей организации (оказание услуг) путем использования персонала по принципу экономичного расходования ограниченных средств. ...Социальная эффективность реализуется в виде исполнения ожиданий, потребностей и интересов сотрудников». В качестве механизма оценки эффективности предлагается оценка степени достижения поставленных целей. «Достижение социально- экономической эффективности адаптации человека к окружению становится возможным при условии достижения четко поставленных целей - управления персоналом».
Проблемы управления могут быть решены в процессе проведения дискуссий и выбора альтернатив. Для решения этих проблем, Ю.Д. Красовский советует воспользоваться услугами «внешних» специалистов в области управления.
Чтобы эффективно функционировать и развиваться в условиях рынка и конкуренции, С.Б.Качалов советует организации постоянно изменяться и совершенствоваться. При этом, отмечает С.Б.Качалов, каждые четыре или пять лет нужны крупные перемены в организационной структуре, изменении технологий, выпуске новой продукции, рабочих мест и др. Значительные изменения неизбежно затронут интересы как вновь поступивших людей в коллектив, так и работников проработавших длительное время в коллективе.
По мнению В.А. Спивака, причинами повышенной напряженности (особенно в условиях реформирования организации) могут быть:
- недостаточная информированность членов организации;
- ложная или искаженная информация, слухи;
- неопределенность, неуверенность в перспективе;
- ограничения в коммуникациях и т. д.
Исследователи А. Павлуцкий, О.Алехина считают, что к быстрой адаптации человека на новом рабочем месте помогут следующие мероприятия:
- вовлеченность и сопричастность в дела организации;
- максимально возможное делегирование полномочий сверху вниз;
- свободу циркуляции технической, экономической и социальной информации;
- всемерное развитие коммуникаций.
Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн считают, что быстрой адаптации человека к окружающему коллективу помогут деловые игры.
Важнейшим условием успешной адаптации вновь принятого работника к коллективу, считают В.Т.Алиев, С.В. Дохолян, является организационная культура предприятия.
Также в написании дипломной работы были использованы журналы «Управление персоналом», «Персонал», «Служба кадров». В статьях практиков управленческой деятельности раскрываются основные приемы, методы и механизмы адаптации персонала на современных российских и зарубежных предприятиях, обосновывается их эффективность и предпосылки применения.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении определены актуальность, цель, задачи и методы исследования, дается обзор и анализ литературы по данной тематике, описана структура работы.
В первой главе описывается общая характеристика внутренней среды организации как социально-экономической системы.
Во второй главе рассматриваются методы адаптации человека к организационному окружению. Здесь же будет рассмотрены общие и характерные особенности адаптации работников в организации.
В третьей главе описывается кафе «Пончо», проведено практическое исследование с целью изучения методов адаптации молодых работников кафе «Пончо». Практическая ценность данного исследования заключается в том, что оно поможет руководителю создать единый, целеустремленный, дружный коллектив.
В заключение представлены общие выводы по исследованию.
- Понятие организации
- Внутренняя среда организации
- Характеристика адаптации
- Коммуникация сотрудника.
- Методы адаптации
- Методы адаптации человека к организационному окружению
- Заключение
Больше по теме:
Уровни адаптации детей к школе
I. Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, воспринимает адекватно учебный материал и легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилеже ...
Социальные и психологические характеристики рисовальщиков
С точки зрения социально-статусных характеристик рисовальщиков специально изучалась лишь одно разновидность граффити – настенная живопись «хип-хоп» и сообщества граффити. Рисовальщики в большинстве своем были мужского пола. Если встречали ...
Учение А.Н. Леонтьева
Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева:
· психология – это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов;
· объективным критерием психики ...