Существующее множество различных и часто взаимоисключающих воспитательных влияний ставит человека в условия, при которых его активность в формировании собственной мотивации имеет характер выбора среди разных открывающихся вариантов удовлетворения и развития потребностей. Понятно, что изначально этот фактор мотивационного развития большого значения не имеет (хотя в случае воспитательных разногласий в семье ребенок имеет некоторую возможность выбора уже в раннем детстве), однако при окончательном оформлении мотивационной сферы личности, требующем выбора того или иного способа жизни, иначе говоря - определенного варианта удовлетворения сложившихся потребностей, он становится одним из главных. А поскольку мотивационные выборы человека часто определяются не только сложившимися потребностями, но и «зоной ближайшего развития» мотивации, перед ним неизбежно встают задачи самовоспитания.
Итак, практика формирования мотивации человека не сводится к односторонним воспитательным воздействиям на него в ранние периоды жизни, охватывая самый широкий круг взаимодействий с другими людьми и культурой, в которых он выступает и как объект и как субъект воспитания.
При анализе тенденции развития человеческой мотивации прежде всего важно выяснить, в каком направлении развивается мотивация, каковы структурные новообразования, возникающие в ходе развития, и каково в связи с этим предположительное строение ее зрелых форм, которые в процессе развития выступают в относительно расчлененном па последовательные по времени становления компоненты мотивации. То, что в зрелой системе мотивации является уже целостным, слитным, нерасчлененным, в развитии дает нам определенную «анатомию» структурного строения.
Среди основных тенденций онтогенетического развития мотивации необходимо отметить уже упоминавшийся выше переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархически построенной; от простого, однокомпонентного строения побуждений к сложному, многокомпонентному, и в частности двухмодальному, строению; переход от узкой временной сферы действия побуждений и соответствующей сферы функционально-энергетической и содержательно-смысловой интеграции побуждений ко все более широкой интеграции.
Характерные для ранних этапов развития мотивации особенности, проявляющиеся в диалектически взаимосвязанных моментах (импульсивность и ситуативность, негативизм и внушаемость, упрямство и подражательность, экспрессивная деятельность и эмоциональные реакции), и обостренная, аффективно окрашенная тенденция к результату претерпевают постепенное изменение от фиксированных в них крайностей к некоторой оптимальной точке, соответствующей более высокому уровню саморегуляции мотивационной системы личности.
В ряду этих тенденций формирования мотивации мы хотели бы подчеркнуть одну из ключевых, а именно тенденцию формирования высшего, сознательно-волевого уровня мотивационной регуляции поведения.
Регулировать поведение ребенка — это значит вначале создавать соответствующую систему объективных раздражителей (ритмика распорядка дня, ситуативные раздражители или их отсутствие, приемы переключения внимания на другой объект, отвлечение, удаление нежелательных вещей и введение полезных и т. д.). Однако позднее, с формированием целенаправленного поведения, с возникновением нового, более высокого уровня регуляции, необходимо развивать способность ребенка к выполнению правил, запретов, к дисциплине, способность действовать заведомо вопреки побуждениям ситуативно-импульсивного уровня, учить преодолевать «соблазны».
Первоначальный этап этого процесса — возникновение и постепенное расширение диапазона количественных различий в значимости побуждений. На механизмах такой количественной иерархии отрабатываются элементы возникающей потом волевой техники регуляции поведения. Дело в том, что побуждения импульсивно-ситуативного (низшего) уровня в значительной степени подчиняются в своей актуализации принципу «все или ничего»: побуждение либо актуализируется и действует как непреодолимое, аффективно окрашенное, либо оно вытесняется, и притом полностью. Здесь еще невозможно одновременное удержание двух или нескольких побуждений, а поэтому и количественное их сопоставление-с точки зрения значимости.
Больше по теме:
Особенности помощи семьями, воспитывающими детей с
отклонениями в развитии, в рамках раннего психолого-педагогической сопровождения
Важную роль в разработке программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития играет учет особенностей семейного воспитания, привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу. Особое вн ...
Эпилептоидный тип
Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, т ...
Цели и задачи технологии творчества
Определение учащегося главной действующей фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а пост ...