психические явления
интеллектуальные эмоциональные волевые
С.А.Рубинштейн предложил свою классификацию психических явлений:
психические явления
интеллектуальные аффективные
считая волю “верхушечным слоем” аффективных процессов.
Большинство авторов пытается определить хотя бы ограниченное число эмоций, не говоря уже о положительных и отрицательных.
Так как вероятность удовлетворения потребностей зависит от действий субъекта, предполагается, что именно характер действий может служить классифицирующим принципом для выявления фундаментальных эмоций [Симонов, стр.141].
Взаимодействие с объектом удовлетворения потребности бывает либо контактным, либо дистанционным.
Дистанционные действия:
1)наступление (преодоление);
2)оборона (защита, сохранение);
3)отступление (утрата ранее занимаемых позиций).
В случае одновременной актуализации двух или более потребностей они могут порождать сложнейшие эмоциональные аккорды.
Например, при совпадении отвращения и удовольствия возникает пресыщение, а при совпадении удовольствия и страха – риск. Потребности делят на три группы:
1) материально-биологические;
2) социальные;
3) идеальные.
Каждая из этих трех групп делится на потребности "нужды" (сохранения) и "роста" (развития), а первые две группы имеют еще варианты "для себя" и "для других".
Дальнейший анализ обнаружил минимум три дополнительных потребности: потребность преодоления (воля), потребность в вооружении средствами и способами удовлетворения потенциальных потребностей и потребность экономии сил.
К понятию "потребность" тесно примыкает феномен мотивации.
Мотивация – второй этап целенаправленного поведения; по сравнению с актуализацией потребности, ее можно рассматривать как "опредмеченную потребность". Не существует мотивации без потребностей, но вполне существует потребность, не ставшая мотивацией.
Таким образом, мотивация – физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению.
Больше по теме:
Модель взаимодействия субъективной несправедливости и уровня контроля
Концепция субъективного уровня контроля Оллена-Гринбергера была значительно расширена и изменена Дж. Фишером и Р. Бэроном. Пожалуй, эта социально-психологическая концепция вандализма является наиболее разработанной. Она охватывает несколь ...
Вопросы терминологии.
Подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Нарушенное поведение – это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к т.н. нормальному поведению. В терминологическом ...
Моделирование конфликта на основании структуры и
этапов его развития
Зная структуру конфликта и этапы его развития, необходимо выработать рациональное отношение к конфликту, как к возможности выявления противоречий, существующих относительно объективно и субъективно. В качестве одного из методов, направлен ...