Выводы

Содержательная детерминация процедуры принятия реше ния реализуется по-разному на различных уровнях принятия ре шения, На перцептивно-опознавательном уровне особенност] информационного поиска и уровень сформированности перцеп тивного образа обеспечивают избирательность актуализации построения тех или иных гипотез. При формировании способ, действия (на рече-мыслительном уровне) уровень обобщенносп программы действия соответствует уровню обобщенности прин ципа действия, хотя и отстает от него.

Процесс принятия решения на обоих этапах (подготовю и собственно принятия решения) является продуктивным “вы черпыванием” из объекта нового содержания посредством вклю ченйя его во все новые системы связей. Это выражается в изме нении уровня обобщенности выделяемых свойств объекта (выяв­ление все более существенных свойств объекта, изменение алфа­вита его признаков, укрупнение единиц восприятия).

Процедура принятия решения, как правило, состоит не i механическом подборе, а в избирательной актуализации или по­строении гипотез (на перцептивно-опознавательном уровне). а также в специальном построении способа действия (на рече-мыслительном уровне).

Факты содержательной зависимости этапа собственно при­нятия решения от этапа информационной подготовки решения, с одной стороны, и относительной “отставленное”, самостоя­тельности процедуры принятия решения — с другой, позволяют ставить вопрос о необходимости специальной организации и отра­ботки обоих этапов при решении различных прикладных задач (технико-информационное обеспечение деятельности человека-оператора в АСУ, профессиональное обучение и т. д.).

Чисто психологическое исследование принятия решения долж­но, следовательно, абстрагироваться от массы других факторов, детерминирующих это явление, прежде всего от социальных и физиологических (конечно, знание их, владение ими для психолога не только полезно, но в известной мере и необходимо, однако это не составляет его специфической исследовательской задачи). Толь­ко при условии отчета о таком абстрагировании становится ясным то, что мы выдвигаем в качестве психологического механизма принятия решения.

Больше по теме:

Биологические факторы в развитии личности ребенка
Биологическими и социальными факторами развития называют те постоянно действующие обстоятельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления. Понимание природы каждого фактора и его роли в психич ...

Причины алкоголизма
Почему одни люди становятся алкоголиками, в то время как другие могут пить умеренно всю свою жизнь? Этот вопрос долгие годы ставил в тупик исследователей - медиков и непрофессионалов. Тщательно проведенные исследования д-м Джорджем Вей ...

Личностные качества руководителя
Личность руководителя можно представить в виде групп характеристик, которые составляют: психологические особенности и черты личности, способности (интеллектуальные способности и приобретенные способности к управлению), биографические хара ...