характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связанна с возникновением новых мониторов, которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии ребенка – фундаментальный вклад отечественных психологов в детскую психологию. В исследованиях А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, была показана зависимость развития психических процессов от характера и строения различных типов ведущей деятельности. В процессе развития ребенка в начале происходит освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметы не имеют смысла для ребенка), а затем операционно-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности (Д.Б. Эльконин). При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.
Л.С. Выготский все время подчеркивает, что психическое развитие – это целостное развитие всей личности.
Считается, что психическое развитие ребенка, как целостное развитие человека, осуществляется одновременно по линиям: познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания); психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности); личности (направленности, целостных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействие с социальной среды и т.д.).
Линии (стороны) развития ребенка могут быть представлены и несколько по-другому – как развитие : а) знаний и способов деятельности; б) психологических механизмов применения усвоенных способов и в) личности, куда включена и деятельность. Л.И. Айдарова выделяет таких линий наряду с интеллектуальным, личностным и языковое развитие.
Развивая идее Выготского, Д.Б. Эльконин рассматривает каждый возраст на основе критериев: социальная ситуация развития, система отношений, в которую ребенок вступает в обществе:
o Основной или ведущий тип деятельности ребенка в этот период;
o Основные новообразования развития, причем новые достижения в развитии ведут к неизбежности изменения и социальной ситуации, к кризису;
o Кризис – переломные точки в детском развитии, отделяющие один возраст от другого. Кризисы в 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческий отношениях, а кризисы в один год и семь лет открывают ориентацию в мире вещей.
Изменение типа ведущей деятельности возрастных периодах.
Период | Ведущая деятельность | Ведущая сторона социализации |
1. Младенчество (0-1г) – этап «доверия к миру» | Эмоциональное общение со взрослыми | А- освоение норм отношения между людьми |
2.Ранне детство (1-3г) – этап «самостоятельности» | Предметная деятельность | Б- усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами |
3. Дошкольное детство (3-7л) – этап «выбора инициативы» | Игра | А- освоения социальных ролей, взаимоотношений между людьми |
4. Младший школьный возраст (6-11л) – этап «мастерства» | Учебная деятельность | Б- освоение знаний развитие интеллектуально – познавательной сферы личности |
5. Подростковый (11-14л) | Общение со сверстниками | А- освоение норм отношений между людьми. |
6. Юношеский (14-18л) – этап самоопределения «мир и я» | Учебно-профессиональная деятельность | Б- освоение профессиональных знаний, умений. |
7. Поздняя юность (18-25л) – этап «человеческой близости» | Трудовая деятельность, профессиональная учеба | А,Б освоение норм отношений между людьми и профессионально - трудовых умений. |
8. Этап человеческой зрелости | Труд, семья | А,Б |
Больше по теме:
Проблема классификации эмоций
Среди вопросов об эмоциях, которые легче задать, чем ответить на них, есть, казалось бы, самый естественный и как будто простой: какие бывают эмоции, какие бывают чувства? Трудности здесь возникают, прежде всего, из-за огромного многообра ...
Виды валидности при
оценке психологического эксперимента
Виды валидности – это направления сравнений реально проводимых экспериментов с мысленными образцами. Оценка валидности связана как с оценкой реализации выбранных форм экспериментального контроля, так и с оценкой системы умозаключений при ...
Исследование взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в
подростковом возрасте
Далее мы попытались ответить на вопрос, соответствующий гипотезе исследования: существует ли связь между способностью к прогнозированию и агрессией у подростков, и доказать это при помощи методов математической статистики.
Для подтвержде ...