Анализируя содержание понятия "значение" у Выготского в его сравне-нии с леонтьевским пониманием этого слова, следует отметить, во-первых, что, хотя у обоих авторов значение является средством передачи общест-венного опыта, у Леонтьева основной упор делается на моменте знаний и представлений об объективном мире, а у Выготского - на способах осмыс-ления и понимания этого мира человеком. Во-вторых, у Выготского, в от-личие от Леонтьева, значение наделялось чертами смысла [8. С. 26; 9] (в ле-онтьевском понимании этих терминов), что, возможно, было обусловлено малой разработанностью его понятия смысла. Кроме того, у Выготского (по сравнению с Леонтьевым) была более узкой сама предметная область дан-ного понятия, поскольку он рассматривал сферу лишь вербальных значений.
Идеи системности были использованы Выготским и для анализа струк-туры значений.
Выготский ставит проблему отношений понятий друг к другу, т.к. без каких-либо определенных отношений к другим понятиям невозможно су-ществование каждого отдельного понятия. Всякое понятие, по Выготско-му, есть обобщение, которое происходит путем установления связей между представленными в понятии предметами и остальной действительностью [3. С. 270]. "Таким образом, - пишет он, - самая природа каждого отдель-ного понятия предполагает уже наличие определенной системы понятий, в некоторой оно не может существовать" [3. С. 270]. Отношения понятий в данной системе Выготский называл отношениями общности [3. С. 270]. Они связаны с характером обобщения, т.е. специфичны для каждой ступе-ни развития значений" [3. С. 271-272].
Выготский вводит представление о мере общности каждого понятия, месте понятия в системе всех понятий, которое зависит от двух моментов:заключенного в понятии акта мысли (т.е. уровня абстрагирования) и пред-ставленного в понятии предмета: "Благодаря существованию меры об-щности для каждого понятия и возникает его отношение ко всем другим понятиям, возможность перехода от одних понятий к другим" [3. С. 273]. Выготский формулирует закон эквивалентности понятий, который гласит, что "всякое понятие может быть обозначено бесчисленным количеством способов с помощью других понятий"[3. С. 273], т.е. эквивалентность понятия означает его способность быть определенным через другие понятия. Разумеется, эквивалентность возникает только на достаточно высоких сту-пенях развития значений, при этом, поскольку она зависит от отношений общности между понятиями, каждая структура обобщения определяет воз-можную в ее сфере эквивалентность понятий [3. С. 275].
Благодаря применению идей системности, т.е. включению каждого по-нятия в систему других понятий, Выготский смог еще более приблизиться к пониманию свойств и природы значений.
Так, он приходит к представлению о значении как свернутой форме определенного движения мысли, как установке к такому движению: "Вся-кое понятие, изолированно возникающее в сознании, образует как бы груп-пу готовностей, группу предрасположений к определенным движениям мысли. В сознании поэтому всякое понятие представлено на фоне соответ-ствующих ему отношений общности. Мы выбираем из этого фона нужный для нашей мысли путь движения. Поэтому мера общности с функциональ-ной стороны определяет всю совокупность возможных операций мысли с данным понятием" [3. С. 275].
Кроме того, выделение отношений общности дало "надежный критерий структуры обобщения реальных понятий" [3. С. 276], что позволило перей-ти от изучения экспериментальных понятий к реальным и раскрыть их новые свойства и внутренние связи между отдельными ступенями их раз-вития, "самодвижение" понятий (выявив принцип "обобщения обобще-ний"). Исследование реальных понятий - научных (системных) и житей-ских (спонтанных, внесистемных) - помогло обнаружить "недостающее среднее звено" в связи предпонятий с понятиями при переходе от младшего школьника к подростку [3. С. 280].
Таким образом, Выготский, используя идеи системности, пришел к вы-водам о том, что для истинного понятия характерно такое качество, как системность (т.е. осознанность и произвольность [3. С. 287]), а развитие понятий представляет собой, по сути, становление их системы. То есть такая психологическая система, как сознание, со стороны своего смысло-вого строения выступает в концепции Выготского как система значений.
Выготский убедительно показал, что значения слов развиваются, в со-ответствии с этим происходит развитие смыслового строения сознания. Хотя в концепции Выготского основное внимание уделялось развитию от-дельных значений, нежели целостной структуры сознания, единицами ко-торой они выступают, возможно интегрировать отдельные высказывания Выготского именно о развитии смыслового строения в целом, о тех ступе-нях, которые предшествуют как более генетически ранние сознанию, еди-ницей которого является значение в форме понятия (к сожалению, более или менее развернуто у него представлена лишь одна такая стадия, соответ-ствующая сознанию с единицей в форме комплекса, - в работах "Педология подростка [5], "Мышление и речь" [3]). Отмечая, что проявления данного вида сознания встречаются у человека как при распаде ведущих форм мыш-ления (например, при шизофрении), так и в ходе нормального функциони-рования здорового человека - в сновидениях и в состоянии бодрствования (в его периферическом восприятии) [3. С. 168; 5. С. 188], Выготский выдви-нул идею о том, что прежние виды, типы сознания сохраняются у человека в качестве подстройки, в "снятом" виде в ведущих формах [3. С. 18. Воз-вращаясь к рассмотренным выше представлениям Выготского о сознании как синтезе, можно сказать, что Выготский имплицитно предполагал суще-ствование наряду с обычным состоянием сознания в потенциальной форме и других способов организации психической жизни, иных модусов созна-ния (в основе образования единиц которых - значений - лежит, в частнос-ти, мышление в комплексах). Они второстепенны и выходят на первый план лишь в случае ослабления или нарушения ведущего модуса мышления. Эти идеи Выготского имеют, на наш взгляд, особое значение для разработ-ки психологией проблемы измененных состояний сознания.
Больше по теме:
Психологические механизмы адаптации человека к деятельности в организации
Разные аспекты адаптации человека как субъекта к условиям его профессиональной деятельности традиционно рассматриваются в разных психологических дисциплинах (психологии труда, психологии личности, социальной, психологии развития и акмеоло ...
Проблема классификации эмоций
Среди вопросов об эмоциях, которые легче задать, чем ответить на них, есть, казалось бы, самый естественный и как будто простой: какие бывают эмоции, какие бывают чувства? Трудности здесь возникают, прежде всего, из-за огромного многообра ...
Характер как стержень душевной жизни
Выдающийся философ И. Кант о характере человека написал следующее: "Сказать о человеке просто, что у него характер - значит не только сказать о нем очень много, но и сказать это многое в похвалу ему, ибо это редкость, которая вызыва ...