Обобщение исследования социально-психологической готовности к труду в современной, отечественной и зарубежной психологии

Другое о психологии » Cоциально-психологическая готовность к труду выпускников ПТУ » Обобщение исследования социально-психологической готовности к труду в современной, отечественной и зарубежной психологии

Страница 3

Традиции изучения социально-психологических установок сложились в западной социальной психологии, в которой для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который в литературе на русском языке переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского (без перевода) «аттитюд». Для термина «установка» в том смысле, который ему придавался в школе Д. Н. Узнадзе, существует другое обозначение в английском языке - «set». В психологическом словаре под общей редакцией А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского дается определение установки как "готовности, предрасположенности субъекта, возникающей при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающей устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту" [25]. В словаре социально-психологических понятий под редакцией Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова это понятие раскрывается следующим образом: "Установка социальная - готовность к определенному виду социальной активности, ориентация на какую-либо ценность, отношение к чему-либо или кому-либо" [13]. Данной проблеме в отечественных и зарубежных исследованиях уделяют большое внимание Л. А. Надирашвили, А. Г. Асмолов, Г. М. Андреева, В. А. Ядов, П. Н. Шихирев, В. С. Магун, Г. Олпорт, К. Обуховский, Д. Майерс и другие. Исторически первичными были определения аттитюда через его функции, а именно как регулятора поведения, деятельности человека. Рассмотрев семнадцать различных дефиниций, Г. Олпорт пришел к выводу, что существует "единая нить, проходящая через все эти отличающиеся друг от друга определения. Так или иначе, каждое из них рассматривает в качестве существенной характеристики аттитюда готовность к реакции. Аттитюд - это нечто зарождающееся, подготовительное, начальное, нежели явное, завершенное. Это не поведение, а его предпосылка" [23].

Д. Майерс установку рассматривает как "благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении" [20]. Развивая подход к установке с точки зрения теории деятельности, А. Г. Асмолов описывает установку в качестве "стабилизатора деятельности " или "фактора энергии поведения", что является указанием на ее функцию [3].

П. Н. Шихирев предлагает выделение трех структурных компонентов социальной установки: аффективный (общее чувство симпатии или антипатии относительно какого-либо реального или символического объекта), когнитивный (осознание аффективного компонента, выражающееся в мнении или убеждении относительно данного объекта) и, наконец, поведенческий (вербальная реакция, как выражение осознанного аффективного компонента или невербальная реакция, то есть реальные действия, направленные на данный объект) [33, с. 293].

А. Г. Асмолов рассматривает установочную регуляцию деятельности, выделяя операциональный, целевой, смысловой уровни. Под операциональной установкой им понимается «готовность к осуществлению определенного способа действия, который возникает в ситуации разрешения задачи на основе учета условий наличной ситуации и предвосхищения этих условий, опирающейся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях» [3, с. 84]. Под целевой установкой автор понимает «готовность субъекта совершить прежде всего то, что сообразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принятия определенной задачи» [3, с. 76]. По его мнению, ведущим уровнем установочной регуляции деятельности является уровень смысловых установок, который «актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности» [3, с. 62-63].

Маркова А. К. определяет, что профессионализация, включающая в себя в том числе и психологическую готовность, как многоканальный процесс идет сразу по нескольким направлениям. У нее через обучение и воспитание формируется мотивационная и операциональная сферы. Психологическую готовность к профессиональной деятельности в таком случае характеризует динамика изменений в мотивационной сфере личности, формирования в ней профессионально значимых установок, изменение ценностно – смысловой структуры мировосприятия личности[21].

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Выявление типа темперамента
Тип темперамента исследовался при помощи теста-опросника Айзенка. (см. приложение 1). Опросник составлен английскими психологами Айзенком в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространенный тест для оценки основных свойств личности. Из ...

Единство мира и проблема психики
С древних времен человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие, сложность и множественность мира, природной жизни предполагает или содержит в себе также и существенное единство, самотождественность мира, что мир имеет како ...

Методики коррекционной работы с детьми-аффектиками
Воспитатель объясняет ребенку цель рисования страхов как способ избавиться от них. Затем ребенку дается задание нарисовать первый, идущий по индивидуальному списку страх. Как только ребенок нарисовал первый страх воспитатель дает задание ...