В социальной психологии существует несколько точек зрения на природу и сущность лидерства. Одна из них – «теория черт» - обоснованно определяет лидеров по их личностным качествам. Другая – «ситуационная теория» обосновывает инициативное поведение личности потребностями сложившейся социальной ситуации.
В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы – деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства – лидерство в деловой сфере и лидерство в эмоциональной сфере. Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач; на общение и взаимоотношения в группе; универсальных лидеров.
Существует несколько теорий «стилей руководства» - системы приемов влияния лидера на группу. Наиболее распространенной в отечественной психологической науке является теория К. Левина, который выделяет три стиля руководства – авторитарный, демократический, попустительский.
Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых, являются психологические характеристики членов малой группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.
Больше по теме:
Особенности психотерапевтической помощи в постсоветском пространстве
Со времен становления и развития психологической и психотерапевтической помощи населению в государственных и частных организациях на территории постсоветского пространства исследование особенностей и характера этой помощи не проводились. ...
Диагностика агрессивного поведения младших школьников
В исследовании приняли участие 85 школьников 2-х и 3х классов, всего 30 мальчиков и 55 девочек. Исследование проводилось на базе МОУ «Булдеевская ООШ» Цивильского района под руководством к.пс.н., доцента Вербиной Г.Г. и директора школы Ма ...
Возрастные факторы формирования агрессивности
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. Используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изуч ...