Агрессивное поведение как психолого-педагогический и медико-социальный феномен

Другое о психологии » Агрессивное поведение младших школьников » Агрессивное поведение как психолого-педагогический и медико-социальный феномен

Страница 5

К внешним проявлениям агрессии имеют различные биологические процессы и нейроструктуры. Половые гормоны, и особенно тестостерон, в какой-то степени, действительно, «замешаны» в преступлениях, связанных с применением насилия. Не исключено, что существуют некие биологически детерминированные личностные характеристики или диспозиции (например, потребность в повышенном уровне эмоциональной стимуляции, стремление к доминированию), которые и создают видимость существования тесной взаимосвязи между гормонами и агрессией или склонности к криминальному поведению как черты фамильного сходства. Хотя в свое время возможность существования связи между половыми хромосомами и агрессивным поведением была предметом бурных дискуссий, обзор литературы показывает, что если такая связь и существует, то она весьма слаба. Гораздо вероятней, что любая ассоциация между половыми хромосомами и агрессивным поведением при ближайшем рассмотрении может оказаться следствием недостаточного интеллектуального развития, которые нередко сопутствуют аномалиям половых хромосом.

Хромосомные аномалии — изменения числа хромосом или их структуры — вызывают обычно целый комплекс нарушений в строении и функциях различных органов, а также поведенческие и психические расстройства. Среди последних нередко обнаруживается ряд типичных особенностей, таких как умственная отсталость той или иной степени, аутистические черты, неразвитость навыков социального взаимодействия, невнимательность, а также повышенная агрессивность. Каково место повышенной агрессивности в структуре некоторых синдромов, показано в таблице.

Агрессивность в структуре различных синдромов, вызванных хромосомными аномалиями представлена в таблице 2.

Таблица 2 Зависимость аномалий хромосом и проявлений агрессивности

СИНДРОМ

ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Увеличение числа У-хромосом (типичный кариотип – ХУУ)

Некоторые авторы отмечают пассивно-агрессивное поведение, другие считают лиц с данным синдромом спокойными и законопослушными.

Высокий рост, IQ сдвинут к более низким значениям (в среднем 80-88), повышена частота антисоциального поведения.

Варианты синдрома Клайнфельтера. Увеличение числа Х-хромосом

Повышенной агрессивности не наблюдается.

Степень умственной отсталости пропорциональна числу Х-хромосом, часты различные психические аномалии

Синдром кольевой Х-хромосомы

Гетеро – и аутоагрессивное поведение не коррелирует со снижением интеллекта

Умственная отсталость, импульсивность, невнимательность, аутистические черты

Синдром «кошачьего плача» в хромосоме 5р

Наблюдается агрессивное поведение, причем агрессивность коррелирует со снижением интеллекта

Приступы плохого настроения, самоповреждающее поведение, стереотипии и аутистические черты

Микроделеция в хромосоме 8

Наблюдается повышенная агрессивность

Гиперактивность, показатели интеллекта хотя и невысокие, находятся в нормативном коридоре значений

Синдром Смита- Маджениса (выпадение участка хромосомы 17)

Агрессивность и другие серьезные поведенческие проблемы встречаются в 60 – 80 % случаев

Умственная отсталость (10 в среднем составляет 40-54), приступы плохого настроения, импульсивность, невнимательность

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Стимул, реакция и их классификация
Выражаясь психологическими терминами, можно определить искусство обучения как искусство создавать и задерживать стимулы (в русской психологической литературе это же понятие обычно обозначается равносильным термином «раздражитель») с тем, ...

Описание методик
Психологическая диагностика типа акцентуации характера осуществлялась с помощью Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) для подростков, автором которого является А.Е.Личко. ПДО включает в себя 25 таблиц-наборов, содержа ...

Закономерности развития самооценки и самосознания дошкольника.
К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований. Новообразования вле ...