В исследовании участвовало 85 человек МОУ «Булдеевская ООШ» Цивильского района ЧР. Из них 30 лиц мужского пола и 55 человек женского пола. В ходе проведения исследования, были использованы следующие методики и тесты:
1. Методика диагностики агрессивности Басса – Дарки,
2.
Проективная методика Вагнера «Рука»
3.
Тест школьной тревожности Филлипса
4.
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера и Ханина
5.
Шкала астенического состояния (ШАС) Малковой Л.Д., Чертовой Т.Г.
Выбор данных методик был не простым, так как среди такого многообразия имеющихся в настоящий момент исследовательских данных, мы имеем и большое количество методик. В нашем случае методики были подобраны для исследования агрессивности младших школьников, и в дополнение к ним, были применены несколько методик, выявляющих уровень или степень тревожности школьников. Этот момент характерен тем, что мы основывались на предположении того как высокий или повышенный уровень тревожности сопровождает и повышенный уровень агрессивности младших школьников.
Ведь не секрет, что процесс социализации для ребенка дается нелегкими путями, ему часто приходится сталкиваться с ситуациями повышенной тревожности из за своей незащищенности и отсутствия родителя поблизости. Повышенная тревожность также может сопровождаться и тем, что дети постоянно находятся не только под контролем со стороны взрослых наставников, но и тем, что он постоянно подвергается риску получить нежелательную оценку, или же во всеуслышание быть наказанным. Все эти и многие другие причины и способствовали тому, что при выборе методик для исследования мы опирались прежде всего на теоретическую и практическую ценность полученного материала.
Разберем полученные результаты на примере построения таблиц, графиков и диаграмм для большей наглядности и достоверности имеющегося материала. Мы использовали в своей работе комплексную диагностическую батарею, которая включает в себя не только беседу, наблюдение, опрос, но также и дополнительную информационную работу, посвященную консультативной части нашего исследования при проведении бесед как с классными руководителями, так и с родителями учеников. Также материалы нашего психологического исследования были использованы при изготовлении стенгазеты, с освещением основных пунктов содержания глав дипломной работы.
При выборе метода психологической диагностики мы руководствовались соображениями схожести методик между собой, и в то же время их разной направленности, для освящения большего ракурса нашего исследования, для того, чтобы оно было многомерным и неодносторонним, но в тоже время оно должно соответствовать требованиям, которые накладывает сам процесс получения информации. К ним относят валидность, надежность, достоверность полученных результатов исследования при выборе той или иной методики.
Опросник ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера и Д. Ханина.
Показателем успешной социализации является способность налаживать тесные взаимовыгодные отношения с другими людьми. Трудности в налаживании отношений с другими людьми проявляются у подростков в виде возникновения тревожности, чувства неполноценности, фрустрации и агрессии. Исходя из изложенных в первой главе положений, было решено, что из вышеперечисленных психических состояний показатели тревожности и агрессии проявляются в данном случае в наибольшей степени.
Выбор в пользу этой методики был сделан из-за разделения в ней показателей ситуативной и личностной тревожности. Помехи в процессе социализации подростка приводят к возникновению сначала ситуативной (единичные случаи неудачных попыток установить отношения с другими людьми), а затем и личностной тревожности (после ряда неудач отказ от подобных попыток, негативная оценка себя и окружающих). Следовательно, по значениям показателей ситуативной и личностной тревожности можно не только определить, является ли вызывающая тревожность ситуация действительно тревожной или же она воспринимается такой, но и на основе соотнесения значений шкал сделать предположение об успешности процесса социализации, его стадии и проблемах, с которыми индивид столкнулся на этой стадии.
Больше по теме:
Методики исследования
3.2.1. Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера
Данная методики отличается от других методик выявления акцентуаций характера свой простотой выполнения и сочетанием процессов оценки и самооценки личности самим под ...
Недостаток менеджмента и администрирования в деятельности
служб ранней помощи
Достаточно часто руководитель вновь созданной службы, имея базовое педагогическое образование, продолжает позиционировать себя специалистом, не становясь менеджером, ориентированным на развитие и продвижение службы, на оптимизацию внутрен ...
Брак по расчету
Любовь не поглощает личность, а расширяет ее, заставляет задуматься над смыслом уже знакомых слов и действий и постичь их истинное значение. Любовь – самое эффективное средство для борьбы с обманом, стереотипов и догм. Любовь достигается ...