Понятие об адаптации и самоадаптации

Страница 2

Складывается к концу первого года и становится базисом, на котором происходит дальнейшее развитие личности. Ребенок воспринимает себя через отношение к нему близкого взрослого, а этого взрослого (фигуру или персону привязанности) через то , как он к нему относится. Например, в случае надежной и безопасной привязанности ребенок воспринимает себя как любимого, достаточно уважаемого , смелого, умного, а близкого взрослого – как источник любви, зашиты и уважения. Если его привязанность ненадежна и небезопасна, он относится к себе как к отвергнутому, нелюбимому, ни к чему не способному, а предмет его привязанности становится источником страха и опасности. Таким образом, отношение ребенка к себе и его представлениям оссебе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего матери). Поэтому дети, растущие атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, возникающие в процессе адаптации, а так же связанные со здоровьем трудностей с обучением в школе, общении со сверстниками, и , наоборот, как правило, нарушение детско – родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.( 5, стр. 4 – 5). Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

1. Творческий стиль – когда человек старается активно изменить условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливаясь сам – самоадаптация.

2. Комфортный стиль – когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды.

3. Избегающий стиль – когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливатся к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий. К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне только теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребенка в сад максимально приблизительно домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса.

1.Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушение сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.

2.Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического по сравнению со средними возрастными нормами: фаза длится 3 – 5 месяцев.

4. Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную вышке задержку в развитии.

При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного развития.

- легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10 –15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течении первого месяца посещения дошкольного учреждения.

- Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5 – 7 дней, то есть признаки психическго стресса.

- Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

При полноценном психическом развитии личность ребенка развивается, способствуя развитию других и наоборот. (5, стр.171).

Страницы: 1 2 

Больше по теме:

Профессиональная пригодность и пути адаптации человека к требованиям профессии
Привлечение психологии труда к решению практических задач вызвано, в частности, тем, что разные люди с разной степенью успешности овладевают профессией, с разной успешностью справляются со своими профессиональными задачами. Развитие профе ...

План и результаты психологического исследования
Консультируя подростков, психолог-консультант должен учитывать психологические нормативные задачи возраста. К ним обычно относят: □ отделение от родителей и обретение подлинной психологической независимости; □ преодоление кр ...

Доминирующий тип личности
Отличительной особенностью данной группы детей является стремление к самостоятельности, независимости, самоутверждению. Они уверены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Большинство детей этой группы – мальчики. Выс ...