Американский психолог Э. Эриксон (1902 – 1994) известен как представитель направления эго – психологов. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделал акцент на развитие. Я индивид. С одной стороны, Эриксон придерживался псианалитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и социальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, лпирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Стадии развитии личности представлены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен. Однако в отличии от фредийщского подхода, основное внимание в эго – психологии отводится нормальному, здоровому, личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Теорию развития личности Эриксона принято называть – психосоциальной – так как в центре ее – рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. По – новому рассмотрено влияние культуры с ее системой ценностей и нормоативных предписаний. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контектса развития личности, его не сводимость к индивидуальной взаимосвязи с родителями в раннем возрасте. Сделать такой вывод помогли методы исследования
Методы исследования в работах Э.Эриксона.
Помимо традиционных для психоаналитиков клинической практики с проблемными детьми и содержательного анализа конкретных случаев, Эриксон проводил лонгитюдное изучение (– длительное и. ( 6, стр.72 - 73) систематическое наблюдение в ходе учебно – воспитательного процесса одних и тех же психологических явлений ,позволяющие их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы здоровых детей. Он так же использовал кросскультурный ( этнографический метод) – изучал особенности воспитания детей в племенах американских индейцев и в условиях современного технологического американского общества. Это позволило ему обстоятельно анализировать воздействие разных культур на становление личности. Был поставлен вопрос о различиях в достижении индивидумом идентичности в тех обществах, чьи социальные роли глубоко регламентированы, и в демократических обществах с гораздо более широким спекторомпотенциальных возможностей (профессиональных, политических, идеологических и так далее). Получили известность исследования Эриксона, посвященные выдающимся личностям, таким, например, как Мартин Лютер илиМахатма Ганди. В этом случае Эриксон пытался соотнести основные темы жизни человека с историческими событиями и обстоятельствами, то есть использовал психоисторический метод. Эриксон показывает единство процесса человеческой жизни, в которой три важных аспекта (соматический, личностный, социальный) взаимосвязаны и вычленяются лишь для удобства анализа и изучения. Человек во все времена есть организм, член общества и ЭГО ( Я личность). Огромное значение Эриксон придавал периоду детства, подчеркивая, что именно человеку свойственно длительное детство: «Продолжительное детство делает из человека вертуоза в техническом и интеллектуальном смысле, но оно так же оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости…… иррациональные страхи, происходящие из самого состояния детства».
Однако взгляды Эриксона на возможности личностного роста и способности человека преодолевать трудности, более оптимистичны, чем в традиционном психоанализе. Он считает, что человек способен к саморазвитию, к тому, чтобы на новом уровне справится с неадекватно разрешенным ранее конфликтом, - и за пределами генетальной стадии, вплоть до самых преклонных лет. Теория развития Эго, сформированная Эриксоном, охватывает все жизненное пространство индивида (от младенчества до зрелости и старости); неслучайно ее иногда называют концепцией жизненного пути личности.
Центральное понятие для Э.Эриксона – понятие идентичности – (6, стр. 74). – приобретение психологических черт и особенностей поведения человека. ( 3, стр.46).
Личностная идентичность – набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и пространстве, которая делает человека подбным самому себе и отличается от других людей, это «самая сердцевина, ядро личности».
Больше по теме:
Социальные и психологические характеристики рисовальщиков
С точки зрения социально-статусных характеристик рисовальщиков специально изучалась лишь одно разновидность граффити – настенная живопись «хип-хоп» и сообщества граффити. Рисовальщики в большинстве своем были мужского пола. Если встречали ...
Основные критерии духовного здоровья
Основным критерием духовного здоровья является любовь как внутреннее состояние и глубинное отношение ко всему: к себе, к другим людям, к жизни, т.е. ощущение изначальной самоценности всех и всего в мире. При этом на уровне поведения, возм ...
Актуальность
проведения профотбора на «КВЕСТ»
Сервисный центр ООО «КВЕСТ» обеспечивает необходимым техническим обслуживанием клиентов г.Новосибирска и п.Краснообска. Наличие запасных частей и повышение квалификации персонала сервисного центра позволяет поддерживать постоянно высокий ...