Эти дети робки и застенчивы. Однако у них установившиеся стойкие дружеские связи с теми, к кому они привыкли. Учатся они старательно, прилежно. Основным их свойством является повышенная чувствительность, сентиментальности, они чутко реагируют на любые оценки со стороны окружающих. Хорошо понимают самые тонкие нюансы поведения людей, поэтому они предъявляют к себе повышенные требования, но при этом обидчивы, легко ранимы, нередко расстраиваются, плачут.
Чаще к этому типу можно отнести девочек. Повышенная чувствительность у мальчиков характеризует особый склад такой личности, который сохранится на всю жизнь. Такие мальчики очень внимательны к людям, в обществе ведут себя очень воспитанно, отличаются влюбчивостью, привязанностью к людям и животным.
Психотравмирующей ситуацией для детей этого типа является отсутствие эмоциональной теплоты в отношениях, грубость, насмешки над значимыми для них чувствами, понятиями, принципами. В школьных ситуациях они особенно остро реагируют на несправедливые действия со стороны педагогов и детей.
Тревожный тип личности
Для этих детей характерны повышенная эмоциональная неустойчивость, излишнее волнение, тревожность, низкая стрессоустойчивость. Как правило, это сочетается с высокой возбудимостью, повышенной ответственностью, добросовестностью, хорошим пониманием социальных нормативов. Для такого типа детей ведущей деятельностью является общение.
Эти дети могут хорошо учиться, но при этом недостаточно продуктивны в ситуациях повышенного стресса (экзамена, контрольных работ, оценочных выступлений). Они постоянно нуждаются в положительном эмоциональном подкреплении.
Психотравмирующим для них будет ситуация, связанная со школьными неудачами, но наибольшую значимость представляют все же трудности во взаимоотношении с окружающими. Эмоциональные нарушения проявляются при этом в виде реакций тревоги и неуверенности в себе.
Психолого–педагогические рекомендации (чувствительному и тревожному типам личности).
В приспособлении этих детей большую роль играют эмоции. Возникновения у них трудностей в сфере общения обуславливает ожидание положительной оценки своих действий и поступков со стороны окружающих.
Таким школьникам не следует постоянно напоминать об их ошибках и просчетах, они сами хорошо их знают и переживают. Завышенные требования и постоянные нарекания со стороны взрослых только понижают функциональные возможности подобного ребенка, поскольку ввод его в состояния эмоционального стресса, повышает его неуверенность в себе.
Дети тревожного типа менее стрессоустойчивы, чем школьники чувствительного типа, у них быстрее наступает функциональная «поломка», когда успешное выполнение деятельности уже невозможно, поскольку высокий уровень тревожности и напряженности постоянно присутствует как основной личностный радикал. В неблагоприятных условиях, чувствительный тип личности переходит в тревожный, что негативно сказывается на дальнейшем развитии.
Большое значение для этих детей имеет соблюдение правильного режима труда и отдыха. Для них необходим полноценный отдых, спокойные прогулки на свежем воздухе, купание. Совершенно недопустимо переутомление ребенка. Таких детей можно лишний раз отпустить с урока, если они жалуются на головную боль или плохое самочувствие, освободить от домашних заданий. Основное внимание уделять здоровью школьников.
Нередко болезнь является защитной реакцией ребенка на чрезмерную психическую нагрузку. Такие школьники нуждаются в постоянном медицинском контроле.
Больше по теме:
Результаты исследования по экспериментальной методике «Подарок»
По методике «Подарок» [26] был выявлен высокий, средний и низкий уровень делегирования полномочий у мастеров.
Двое из десяти мастеров проявляют высокий уровень делегирования полномочий, что выражается в том, что мастера сообщают о цели з ...
Выявление типа темперамента
Тип темперамента исследовался при помощи теста-опросника Айзенка. (см. приложение 1).
Опросник составлен английскими психологами Айзенком в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространенный тест для оценки основных свойств личности. Из ...
Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии
В истории становления и развития психологической мысли Казахстана огромная роль принадлежит выдающемуся ученому – энциклопедисту, выходцу из казахской степи Абу Насру аль-Фараби
. Он является одним из основоположников философско-психологи ...