Е. А. Климов, первым начавший исследование этой проблемы, рассматривал ИСД как устойчивую систему способов (деятельности); или в широком смысле слова — как "индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей . индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности" В серии его исследований диагносцировались отдельные психофизиологические особенности человека.
"Предтеча" этой научной концепции В. С. Мерлин выделял три уровня в формировании ИСД:
1) формирование "симптомокомплексов", характеризующих отдельные свойства личности;
2) изменение интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств человека по мере развития;
3) возникновение новых связей между индивидуальными свойствами — формирование интегральной индивидуальности
Сделавший значительный вклад в этой области Е. П. Ильин1 настаивал, что уже изначально ИСД формируется под влиянием не отдельных свойств человека, а целостного "типологического симптомокомплекса" — врожденных комбинаций свойств высшей нервной деятельности
Понятие "индивидуального стиля деятельности" образуется пересечением понятий "субъект" и "деятельность"; понятие
Ильин Евгений Павлович — доктор психологических наук, профессор. Специалист в области психологии и психофизиологии профессиональной деятельности.
"метаиндивидуальность" включает понятия "интегральная индивидуальность" и "контактная социальная группа", или "социальное окружение" Таким образом, более детальный анализ неизменно обнаруживает в объектах психологии новые качества, аспекты, интегральные эффекты, порождаемые взаимодействием ранее изученных явлений. Подобное движение "от абстрактного к конкретному" используем и мы. Для описания концепции СПД помимо категории "субъект" и "деятельность" нами привлекается и более широкое понятие "среда" (под которой подразумеваются ее физические условия, профессиональная деятельность и ее субъекты, их взаимодействия и порождаемые социально-психологические эффекты).
Более того, активная специфическая организация — структурирование деятельности субъектов — не ограничивается образованием определенных симптомокомплексов их психологических особенностей и "интегральной индивидуальности" в целом, равно как и систем приемов и способов деятельности.— стилей. В пространстве совместной деятельности появляется явная неравномерность и даже антагонизм распределения ее "единиц" — действий и операций, а также неравномерность распределения активности самих субъектов.
Компоненты деятельности распределяются в пространстве деятельности, образуя в разных его частях рисунок — "снежинки". В серии исследований выявлено несколько закономерностей:
1) устойчивость комбинаций компонентов ("кристалликов", корреляционных "плеяд", подструктур);
2) их устойчивое расположение в разных частях пространства деятельности;
3) комбинации компонентов характеризуются синергетикой одних из них и антагонизмом других, устойчивостью их положительных и отрицательных интеркорреляций (нечто, похожее на консонансы и диссонансы отношений звуков разной высоты);
4) переход субъектов к другим режимам деятельности, к другим стиля возможен, но — поэтапно, опосредованно внутренними отношениями подструктур — корреляционных "плеяд" (нечто, похожее на законы обращения аккордов музыкального строя).
Все вместе дает основание описывать особенности организации компонентов пространства деятельности, используя понятия структурированность и дискретность
Мы прежде всего рассматриваем стили как психологические системы отдельного субъекта (его когнитивный, эмоциональный, поведенческий, индивидуальный стили деятельности), включенные в совместную профессиональную деятельность многих субъектов. Так, например, представитель социономических профессий рассматривается не как отдельный субъект — носитель определенного индивидуального стиля деятельности, но как активный участник более общих социально-психологических "единиц". При таком понимании проблемы многие из прежних представлений о стиле кардинально изменяются.
Совместная трудовая деятельность, как специфическое пространство жизненной активности людей, имеет общую для ее субъектов операциональную структуру (что дано по определению и по сущности совместной деятельности) и общую мотивационно-смысловую структуру. При этом общий фонд смысловых образований, формирующийся в совместной деятельности, выступает ее регулятором и может рассматриваться в качестве критерия ее совместности. Третьей важнейшей характеристикой совместной деятельности можно назвать общность интерперсонального пространства ее взаимодействующих субъектов. Под интерперсональным пространством (социально-психологическим, пространством деятельности) подразумевается собственно социально-психологический аспект ее организации: распределение ее функций, ролей субъектов, представленность одного субъекта в другом, их взаимные воздействия и "ценностные вклады", их отношения сотрудничества-конкуренции, рабочие субъективные позиции ("психологические ниши") и т. п. Характеристикой этого пространства является его структурированность — своеобразная организация и "распределение" его "частей" между взаимодействующими субъектами
Больше по теме:
Общая характеристика понятия "агрессия"
Способность к прогнозированию позволяет подросткам обратить внимание на последствия агрессивного поведения, поэтому целесообразно перейти далее к рассмотрению понятия "агрессия".
До сих пор нет четкого определения понятия " ...
Психобиология психической зависимости
При размышлении о различных видах зависимости, встречающихся в практической работе (зависимость от психоактивных веществ, компьютерных игр и развлечений, лидера, ритуала, различных субъектов и объектов, вплоть до проблемы индуцированной з ...
Выводы
К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.
Таким образом, до сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Изве ...