Проанализировав психолого-педагогическую литературу по профилактике аддиктивного поведения, программы по работе с данной проблемой, мы переходим к выявлению данного поведения у молодежи.
Целью нашего эмпирического исследования является: выявить склонность к аддиктивному поведению у молодежи (а именно к алкогольной и наркотической зависимостям), составить программу профилактики употребления психоактивных веществ.
Также мы определили следующие задачи:
1.Подбор методов и методик исследования
2.Формирование исследовательской группы
3.Обработка полученных данных
4. Составление программы по профилактике аддиктивного поведения
Для достижения поставленной цели и задач нами был использован следующий метод исследования - опрос (тестирование).
Методы опытно-эмпирического исследования стандартизированы.
Мы использовали следующие методики (Приложение №1):
1. Методика "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай)
2. Методика "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич).
При исследовании мы использовали выборку малого объема (21 человека): учащихся 9"А" класса МОУ СОШ № 4 г. Калининграда в возрасте 15-16 лет, среди которых 13 юношей и 8 девушек.
1) Тест "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (опросник RAFFT) предназначен для выявления употреблением алкоголя и наркотиков, склонности к химической зависимости в подростковой среде.
Оценка результатов теста (опросник RAFFT): положительные ответы на 1-й, 2-й и 5-й вопросы оцениваются в 1 балл каждый, а на 3-й, 4-й - в 0,5 балла. Хотя бы один положительный ответ указывает на склонность к зависимому поведению. Если в сумме набирается 2 и более баллов, то имеется серьезное подозрение на наличие у подростка химической зависимости.
Уровни склонности к химической зависимости:
А) Не высокий (не выявлено) - риск зависимого поведения/склонность не выражена;
Б) Вероятность склонности - умеренно выраженный риск зависимого поведения
В) Высокая вероятность - высокая вероятность предрасположенности к зависимому поведению;
Г) Высокая вероятность, подозрение на наличие химической зависимости - подросток находится в группе риска и предрасположен к зависимому поведению.
2) Тест "Склонность к зависимому поведению" предназначен для выявления склонности к алкогольной зависимости и наркозависимости.
Оценка результатов теста:
I. Прямые вопросы (баллы подсчитываются в соответствие с отмеченными испытуемым):"5"-5, "4"-4, "3"-3, "2"-2, "1"-1;
II. Обратные вопросы (баллы подсчитываются наоборот): "5"-1,"4"-2,"3"-3,"2"-4,"1"-5. (Обработке подвергаются лишь ответы на вопросы, отмеченные в Приложение №2, таблице 1. Ответы на иные вопросы не обрабатываются.)
Для оценки склонности к зависимому поведению баллы ответов на прямые и обратные вопросы суммируются по каждой шкале отдельно. Для оценки склонности к зависимости суммируются баллы, полученные за ответы на следующие вопросы (первый и второй столбцы). Они же используются для оценки склонности к наркозависимости. Склонность к алкогольной зависимости оценивается с использованием ответов на прямые и обратные вопросы, приведенные соответственно в третьем и четвертом столбцах (Приложение № 2, таблица 2).
Уровень склонности к зависимому поведению
А) Невысокие признаки (не выявленные) склонности - подросток не входит в группу риска.
Б) Признаки тенденции - выражены признаки склонности к зависимому поведению.
В) Признаки повышенной склонности - признаки предрасположенности, требуется повышенное внимание.
Больше по теме:
Психология и ее основные категории. Формы и виды психического отражения.
Психология - это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики. Основой современной психологии является теория отражения
. Ее основные положения:
- субъективный образ объективного мира;
- продукт высокоорганизованной материи - мо ...
Функциональные состояния человека
Эмоциональные состояния.
Эмоциональное реагирование человека представляет сложную реакцию, в которой задействованы разные системы организма и личности. Следовательно, эмоциональное реагирование можно понимать как возникновение психофизио ...
Конформный тип
П.Б. Ганнушкин (1933) метко обрисовал некоторые черты этого типа – постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму, однако он неудачно связал данный т ...