Основные цели создания системы ранней помощи:
охват всех детей раннего возраста с ограниченными возможностями и их семей специализированной профессиональной помощью.
диагностика и коррекция отклонений в развитии детей, предупреждение возникновения вторичных нарушений.
подготовка детей к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения:
обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи.
определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего образования.
обучение и консультирование семьи.
оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца.
целевая работа по развитию сенсо-моторной сферы ребенка.
психологическая и правовая поддержка семьи.
ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.
координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенку в рамках индивидуальной программы развития.
Ценность:
компенсация недостатков развития.
реабилитация и социальная адаптация ребенка к реалиям окружающего мира.
концентрация внимания на личности ребенка, индивидуальный подход к его развитию.
Принципы:
сотрудничества, партнерства, открытости системы, коррекционной направленности.
комплексности, систематичности сопровождения, онтогенетический.
Содержание:
служба медико-психолого-педагогического сопровождения.
моделирование, проектирование и конструирование организационной, содержательной и методических сторон, профилактической, коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
психолого-педагогическая диагностика.
разработка и реализация индивидуальных программ развития детей.
дифференциация и индивидуализация обучения, индивидуальная коррекционная работа.
личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегративной основе.
коррекционные занятия специалистов.
интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей педагогов, врачей, родителей.
О проблемах психолого-педагогического сопровождения детей с комплексными нарушениями в развитии.
Изменилось отношение к детям наиболее тяжелой категории детей, имеющих комплексные нарушения. По мере развития специальной педагогики и психологии проблема сложных нарушений привлекает все более пристальное внимание отечественных и зарубежных исследователей. За последние года издан ряд нормативных документов, регламентирующих организацию содержания коррекционно-педагогической работы с данной категорией.
Результаты многочисленных исследований[2] свидетельствуют о том, что система оказания коррекционной помощи детям с множественными отклонениями, не обеспечивает должного развития. Сопоставительный анализ полученных данных показал, что в силу сложности структуры нарушения, дети данной категории не могут обучаться по специальным коррекционным программам, соответствующим какому-либо ведущему дефекту. Большинство педагогов выборочно используют имеющиеся программы. Большинство психологов за основу при обследовании детей с комплексными нарушениями в развитии берут разработанные диагностические материалы. Немногие пытаются составить индивидуальную диагностическую карту, выборочно прибегая к имеющимся диагностическим материалам. Педагоги и психологи проходят долгий путь, прежде чем определиться, как работать с ребенком, так как наблюдается дефицит разработок по их обследованию и обучению. Обнаруживается явная недостаточность осведомленности всех специалистов о существующих современных технологиях обучения и воспитания детей указанной категории.
Больше по теме:
Смысловое строение сознания
Вторым компонентом строения сознания Выготским названо смысло-вое строение его. В качестве единицы анализа смыслового строения созна-ния Выготским было предложено значение. Он рассматривал значение (и понятие как его высшую форму) как сре ...
Возможные пути преодоления барьеров общения
При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях ...
Различные подходы к
пониманию материнства
В этологии для структурирования поведения индивида используется функциональный подход [46;56]. Выделяются функциональные сферы поведения, представляющие собой совокупность всех форм активности, направленные на реализацию определенной функ ...