Психологическая диагностика типа акцентуации характера осуществлялась с помощью Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) для подростков, автором которого является А.Е.Личко.
ПДО включает в себя 25 таблиц-наборов, содержащих фразы, которые отражают отношение при разных типах акцентуации характера к ряду жизненных проблем, актуальных для подросткового возраста:
§ оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, настроение, сексуальное влечение)
§ отношение к окружающим (родителям, друзьям, окружающим, незнакомым)
§ отношение к вещам (одежде, деньгам)
§ отношение к другим категориям (критике, опеке, правилам, законам)
Процедура обследования и обработка результатов подробно описаны в методических рекомендациях (14, с.6).
В данном исследовании при обработке результатов использовалась шкала объективной оценки. Далее осуществлялось определение типа акцентуации характера согласно алгоритма, предложенного А.Е.Личко (см.17, с.60).
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (сокращенно, «Подростки о родителях») изучает установки, поведение, методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте (13, с.5).
Основой служит опросник, созданный Шафером в 1965г. Он считал, что воспитательское воздействие родителей, по описанию детей, можно охарактеризовать при помощи трех переменных:
1. Принятие – эмоциональное отвержение.
2. Психологический контроль – психологическая автономия.
3. Скрытый контроль – открытый контроль.
Испытуемым предлагалось оценить каждое из 50-ти утверждений по следующим категориям:
2б – утверждение полностью передает воспитательные принципы отца (матери)
1б – высказывание частично подходит для отца (матери)
0б – утверждение не относится к отцу (матери)
Испытуемым предлагалось заполнить бланки отдельно для каждого из родителей. Полученные данные с обоих бланков сводились в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому из параметров подсчитывалась арифметическая сумма сырых баллов:
· Позитивный интерес
· Директивность
· Враждебность
· Автономность
· Непоследовательность
Сырые баллы переводились в стандартизированные в соответствии с предложенными таблицами (см. 13, с.28-51). Стандартизированные баллы располагаются от 1 до 5:
a. 1-2б – параметр слабо выражен
b. 3б – норма
c. 4-5б – отчетливо выражено измеряемое качество
Затем строились оценочные профили отношения как к матери, так и к отцу. Высокие баллы по параметрам, используемым в данной методике, можно соотнести с некоторыми стилями воспитания, предложенными А.Е.Личко:
1.Директивность – доминирующая гиперпротекция.
2.Враждебность – эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений.
3.Автономность – гипопротекция.
А также низкие баллы по шкале:
4.Позитивный интерес – эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений.
Интерпретация шкал.
1) Шкала позитивного интереса.
А: Положительное отношение к дочери со стороны матери, которая проявляет заботу и внимание. С одной стороны, такие матери одобряют обращение за помощью дочерей в случае ссор или затруднений, а с другой стороны – ограничивают их самостоятельность.
Б: Внимание, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью. Отсутствие резких перепадов от вседозволенности к наказаниям. Отцовские запреты действуют только на фоне отцовской любви.
2) Шкала директивности.
А: Жесткий контроль со стороны матери, тенденция к легкому применению своей власти, основанной на амбициях. Мнение дочери не учитывается. Такие матери считают, что они всегда правы и полагаются на строгость наказания.
Б: Директивность отца проявляется в качестве «твердой мужской руки», направляющей растущую девушку на «путь истинный», заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе.
3) Шкала враждебности.
А: Подозрительное отношение матери к семейной среде и дистанция по отношению к детям. Отказ от социальных норм приводит их к настороженности и возвышению себя над остальными.
Б: Сочетание сверхтребовательности, жесткой зависимости и эмоционально-холодного, отвергающего отношения отца к дочери. Это ведет к нарушениям взаимоотношений, что обусловливает повышенный уровень напряженности и нервозности.
Больше по теме:
Уровни и этапы принятия решения
Принятие решения является центральным процессом на всех уровнях переработки информации человеком, группами людей, системами “человек—машина”. Естественно, что эта сложная комплексная проблема включает различные аспекты: физиологический, ...
Выявление типа темперамента
Тип темперамента исследовался при помощи теста-опросника Айзенка. (см. приложение 1).
Опросник составлен английскими психологами Айзенком в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространенный тест для оценки основных свойств личности. Из ...
Конфликты и корни соперничества между братьями и
сестрами
Отношения между однополыми детьми, обнаружила также, что между сестрами конфликты возникают чаще, чем между братьями, возможно, потому, что их отношения отличаются большей эмоциональностью. Близкие отношения порождают конфликт.
За неболь ...