Основной частью данной работы является теоретическая часть. Определения понятий темперамента и социометрического статуса были взяты из обзора литературы по психологии, психодиагностике и социальной психологии. Для изучения были использованы учебные материалы из библиотеки и материалов из интернета.
Для исследования типов темперамента и социометрического статуса был выбран 7 класс средней школы. Возраст детей составляет в среднем 12-13 лет. Количество учеников — 29. Всего в классе 13 мальчиков и 16 девочек. Во время проведения исследования отсутствовали трое. В классе нет явного лидера, отношения между учениками ровные, практически без конфлктов. По словам учителя, на классных часах проводятся игры и упражнения для сплочения коллектива.
Темой курсовой работы является взаимоотношение темперамента и социометрического статуса, поэтому были выбраны методики, направленные на изучение каждого из этих понятий. Для исследования типов темперамента был взят тест-опросник Айзенка, изучающий экстраверсию-интраверсию и нейротизм. По результатам данной методики можно выявить тип темперамента каждого ученика. Для исследования социометрического статуса использовалась стандартная социометрическая методика, состоящая из шести вопросов, три из которых направлены на положительный выбор и три — на отрицательный. В каждом вопросе только один вариант ответа. Заранее были приготовлены бланки для социометрии и тест-опросник Айзенка.
После обработки тестов выяснилось, что большинство испытуемых данной выборки имеют средний уровень экстра-интроверсии и средний уровень социометрического статуса. По темпераментологическому тесту выявилось преобладание снгвиников. По данным социометрии — низкостатусных.
По тесту-опроснику Айзенка всего в классе сангвиников — 10 человек, холериков — 4 человека, флегматиков и меланхоликов по 3.
По результатам социометрии звезд в классе — 3, высокостатусных — 2, среднестатусных — 5, низкостатусных — 6, отверженных — 4, пренебрегаемые и изолированные отсутствуют. Судя по социометрическим статусам, в классе не совсем благоприятные межличностные отношения, так как слишком много низкостатусных и отверженных детей.
На основе проведенных исследований можно выявить наличие или отсутствие зависимости социометрического статуса от типа темперамента. В данном случае, по результатам всех таблиц можно сказать, что зависимость между этими двумя понятиями отсутствует. Следовательно, гипотеза, поставленная в начале исследования, не поддтвердилась.
По результатам исследования мы не можем говорить о влиянии типа темперамента на социометрический статус, но предполагаем , что связь существует.
[1] См. Основы психологии: Практикум. Столяренко Л. Д – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.
[2] См. Психология.Немов Р.С.3т.- М.: Просвещение, Владос,1995.
[3] См. Основы психологии: Практикум. Столяренко Л. Д – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 575 с.
[4] См. Дифференциальная психофизиология. Ильин Е. П – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
[5] См. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности.Батаршев А.В. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 256 с.
[6] См. Дифференциальная психофизиология. Ильин Е. П – СПб.: Питер, 2001. – 463 с.
[7] См. Психология индивидуальных различий. Егорова М. С – М.: Планета детей, 1997. – 328 с.
[8] См.Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. 68 с
[9] См. Социальная психология. Андреева Г.М.– М.: Изд-во Моск-го Ун-та, 1980.
[10] См. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М.: Наука, 1990. — 232 с.
[11] См.Корниенко А.Ф. Психодиагностика: Учебное пособие. - Казань: Изд-во КГПУ, 2003.- 146 с.
[12] См. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М.: Наука, 1990. — 233 с.
Больше по теме:
Сказкотерапия как средство развития толерантности
К особенностям сказочного жанра, который способствует эффективной коррекционно-воспитательной работе относятся:
1. Отсутствие дидактизма, прямых назиданий и нравоучений.
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки - это намек ...
Мотивы рисовальщиков
Каких-либо специальных исследований, посвященных изучению мотивов данного поведения, не проводилось, но на основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков можно попытаться выстроить ...
Конфликты и корни соперничества между братьями и
сестрами
Отношения между однополыми детьми, обнаружила также, что между сестрами конфликты возникают чаще, чем между братьями, возможно, потому, что их отношения отличаются большей эмоциональностью. Близкие отношения порождают конфликт.
За неболь ...