Анализ подходов к научению Толмена и Уотсона

Другое о психологии » Анализ подходов к научению Толмена и Уотсона

Страница 2

2) способности, т.е. видовые свойства организма;

3) вмешивающиеся внутренние переменные - намерения (цели) и познавательные процессы. Он ввел понятие "когнитивной карты". Когнитивная карта - это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих извне воздействий. Она включает сложную сигнификативную структуру соотношения между стимулами и целями (sign-gestalt) и определяет поведение животного в ситуации актуальной задачи. Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуации жизненных задач в целом, в том числе и для человека. Несмотря на все оговорки, связанные с попытками избежать ментализма, фактически в результате введения промежуточных переменных поведение реально получает психологическую характеристику. Выводы, полученные на животных Толмен распространял на человека, разделяя тем самым биологизаторские позиции Уотсона.

Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена

При описание поведенческого акта, нужно включать в него следующие особенности: целевой объект, которые его направляют и из которых он исходит; специфическая картина отношения к объектам, которые используются в качестве средств достижения цели; относительная селективность к объектам, выступающим в качестве средств и выбор тех, которые способствуют более быстрому достижению цели. Основная черта поведения - целевой и познавательный характер. Поведение всегда осуществляется организмом как целым, а не есть дело отдельных систем.

Толмен провозгласил теорию, согласно которой ведущую роль в стремлении к цели играет "познавательный фактор". Путь к цели, по Толмену - это заучивание последовательности стимулов.

Единицей поведения по Толмену является целенаправленный акт, использующий мускульные движения, организованные вокруг цели и направляемыми процессами познания. Толмен считал, что особь учится устанавливать смысловые связи между стимулами, то есть усваивает, говоря словами Толмена, "что ведет к чему". То, что выучено, обнаруживается в деятельности только частично.

Свой вклад в необихевиоризм Толмен завершил концепцией "ожидания и сравнения". Он считал, что на основе познавательной карты в мозгу создается ожидаемый образ. В результате сравнения ожидаемого образа с действительностью выбирается тот вариант поведения, который приводит к ожидаемому. Толмен считал, что ожидаемый гештальт распознается по его знаку. Поэтому теорию Толмена называют еще теорией знакового обучения. Толмен так же ввел понятие латентного (то есть скрытого) обучения.

Классификация научения в зоопсихологии. Математика поведения

Результаты опытов Толмена (поведение голубей, решающих задачу различения сложных фигур быстрее людей и иными способами), изложенные в его основной работе "Целенаправленное поведение у животных и человека" (1932), заставили критически переосмыслить краеугольную схему бихевиоризма S ® R ("стимул - реакция").

Сама по себе идея целенаправленного поведения противоречила программным установкам основателя бихевиоризма Уотсона. Для бихевиористов классического толка целенаправленность поведения подразумевает допущение о наличии сознания.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Психологические механизмы адаптации человека к деятельности в организации
Разные аспекты адаптации человека как субъекта к условиям его профессиональной деятельности традиционно рассматриваются в разных психологических дисциплинах (психологии труда, психологии личности, социальной, психологии развития и акмеоло ...

Влияние массовой и личной библиотеки при выборе художественной литературы.
Представляется, что наиболее плодотворен такой подход к изучению массовой библиотеки, когда она рассматривается не просто как одни из каналов получения книг, а как специфический социальный институт. При этом важно помнить, что библиотека ...

Общее представление о личности в психологии.
Реальность, которая описывается термином "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (от лат. persona) первоначально относилось к актерским маскам (сравни "личина"), которые в ан ...