В современном обществе, стремительно развивающемся, имеющем многомерные социальные пласты и подверженному информационному дисбалансу, на первый план выходят проблемы его гармонизации. Одним из факторов, способствующим уравновешиванию общества, сглаживанию противоречий, является формирование информационной культуры личности.
Формирование информационной культуры - проблема комплексная, включающая много аспектов. Она включает социальный, психологический, педагогический, организационно-технический и другие аспекты, опирается на знание задач и методе» их реализации в рамках исторически сформировавшихся институтов.
Все многообразие задач, стоящих перед этим направлением, можно свети к трем блокам:
1)Внесение в сознание субъекта знаний о сущности и специфике функционирования социальной информации в обществе.
2)Формирование понимания субъектом механизма информационного обмена и необходимости учета его специфических особенностей во всех процессах жизнедеятельности.
3)Помощь о приобретении субъектом умений и навыков использования информационных ресурсов общества.
Каждый из блоков представляет собой совокупность задач частного характера и разной степени общности, решаемых различными методами в рамках разных социальных институтов. В современном обществе в их качестве выступают: семья, учебные заведения, учреждения культуры, средства массовой коммуникации, учреждения, входящие в структуру документальных коммуникаций: книжные издательства и книжная торговля, библиотеки, информационно-библиографические центры, архивы.
Методы формирования информационной культуры личности в данном случае выступают как определенным образом упорядоченные процессы деятельности для решения поставленных задач. Поскольку вся проблематика информационной культуры связана с воздействием на личность, то методы, на которые она опирается, разработаны в рамках педагогики.
Методы педагогического воздействия на личность, как известно, дифференцируются на методы воспитания и методы обучения, и далее подразделяются по разным основаниям на: прямые и косвенные; вербальные, наглядные и практические; методы формирования сознания Личности, методы формирования вкуса, ценностных ориентаций и методы организации познавательной и практической деятельности личности. Указанные группы методов применяются всегда в определенных сочетаниях, так как для всестороннего развития личности важно одновременно влиять на ее сознание, деятельность и поведение, на мотивы и интересы.
Первый блок задач информационной культуры личности, объединяющий задачи мировоззренческого характера, включает внесение в сознание личности:
· знание законов распространения информации в материальном мире;
· знание свойств и функций социальной информации, ее роли в формировании общества;
· знание роли информации в процессе формирования мышления, поведения, деятельности личности;
· знание потребностей личности в информации и механизмов их удовлетворения;
· знание психофизиологических особенностей восприятия и понимания информации личностью.
Наиболее эффективное влияние на формирование мировоззрения личности реализуется в рамках учебных заведений с помощью вербальных, прямых и косвенных методов формирования сознания личности (в форме лекций, бесед, диспутов), а также методов организации познавательной деятельности в форме помощи в самостоятельной работе с источниками информации.
На основе усвоенного знания информационная культура ставит и решает задачи второго блока, включающего задачи формирования информационного стиля мышления личности и культуры производства и потребления информации [2, C. 82 – 88].
Формирование информационного стиля мышления важная задача на современном этапе развития общества. Он должен стать противовесом все более распространяющемуся технократическому стилю мышления, абсолютизирующему роль техники в социальной жизни и, по существу, рассматривающему личность как объект воздействия, жестко детерминированный выполняемыми функциями. Информационный стиль мышления базируется на понимании личности во всей сложности ее социальных взаимоотношений и внутреннего духовного мира. Знание особенностей распространения социальной информации и ее восприятия личностью способствует пониманию всей глубины этой проблемы. Информационный стиль мышления предполагает умение видеть явление во всей сложности, включая породившие его, но скрытые, неявные причины и их последствия. В рамках формирования информационного стиля мышления перед информационной культурой личности ставится задача практического овладения методами аналитико-синтетической обработки информации, формирование умения связывать факты, понятия в одну систему, умения мысленно их «достраивать» и правильно интерпретировать, истолковывать. Выработать информационный стиль мышления у личности - это значит также выработать умение в быстроменяющейся информационной ситуации четко ориентироваться, правильно оценивать сложившуюся обстановку и принимать правильные решения используя при оценке альтернатив рациональные, эстетические и морально-этические критерии.
Больше по теме:
Семья как фактор формирования характера
Большое влияние на образование характера ребенка оказывает атмосфера жизни в семье. Семейные условия, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка.
Родители в ...
Сущность библиотерапии.
Изменившиеся социальные условия значительно повысили уровень тревожности населения. Это отразилось как на поведении, так и на всей деятельности пользователей библиотек. В связи с этим чрезвычайно актуальным стало такое направление работы ...
Феноменология внутреннего мира человека
Внутренний мир называют также субъективным, подчеркивая тем самым его принадлежность конкретному субъекту, так как воспринимает, мыслит, переживает всегда определенный человек.
Существует еще одно обозначение внутреннего, субъективного ...