В соответствии с целью работы представлено эмпирическое исследование уровня толерантности у детей младшего школьного возраста.
В исследовании участвовало 19 детей младшего школьного возраста (11 девочек, 8 мальчиков);
Для исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста были проведены следующие диагностические методики:
1. Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» был проведен в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы:
1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?
2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?
3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?
4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?
5. Кто в твоей семье главный?
6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди сверстников?
7. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?
8. Ты не ссоришься со сверстниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость?
9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?
10. К вам в отряд пришел новый человек, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?
Оценка знаниям давалась по следующим параметрам:
- полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - высокий уровень;
- достаточно полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - средний уровень;
- неполный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - низкий уровень;
- неумение дать достаточно полный или неполный ответ на основные вопросы - группа риска.
2. Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.
Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.
Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.
Цель использования данной методики в нашем исследовании – выявление тревожности и агрессивности как показателя уровня сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста.
Материалы для исследования: листы бумаги А4, простой карандаш.
4.2 Анализ результатов эмпирического исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста
1. Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» было проведено в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы:
1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?
2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?
3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»?
4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение?
5. Кто в твоей семье главный?
6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди сверстников?
7. кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек?
8. Ты не ссоришься со сверстниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость?
9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им?
10. К вам в отряд пришел новый человек, он чернокожий, подашь ли ты ему руку?
Оценка знаниям давалась по следующим параметрам:
- полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - высокий уровень;
- достаточно полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - средний уровень;
- неполный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - низкий уровень;
- неумение дать достаточно полный или неполный ответ на основные вопросы - группа риска.
Результаты опроса видны на диаграмме 1:
Диаграмма 1. Уровень знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность»
-Количество детей, принимавших участие в опросе - 19;
-количество детей, давших полный ответ на группу контрольных вопросов – 7;
Больше по теме:
Запрос на психологическую помощь
Опосредованная психологическая помощь проходит три этапа:
– во-первых, происходит психотерапевтическое обучение основам аутодиагностики стрессогенных жизненных событий (дидактический этап);
– во-вторых, происходит анализ и оценка собств ...
Методы стимулирования
Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых - оказывать дополнительное стимулирующ ...
Несовершенство самоактуализирующегося человека
Общая ошибка литераторов - романистов, поэтов, эссеистов – заключается в том, что, взявшись за изображение положительного героя, они зачастую представляют его нам исключительно в розовых тонах, в результате чего их герой превращается в па ...