Б. Личность оппонента.
Происходит усиление и гиперболизация отрицательных качеств. Игнорируется положительное.
Интересна оценка устремлений противоборствующей стороны. Исследования показали, что только 12% участников конфликта высказали мнение, что противоположная сторона была готова к сотрудничеству; 74% считали, что сами они стремились к сотрудничеству[8].
Таким образом, искажение восприятия личности оппонента проходит по формуле «образ врага» со всеми свойственными ему характеристиками, представляющими собой сочетание как истинных, так и иллюзорных качеств. Признаки того, что в сознании сформировался образ врага, признаки, которые должны насторожить и заставить усомниться в собственной объективности, таковы: недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ оппоненту в сочувствии. Последние три свойства особенно показательны.
Пытаясь определить собственную степень искажения ситуации или искажение ее оппонентом, можно опираться на детерминанты, порождающие и усиливающие степень искажения конфликтной ситуации:
· Состояние стресса обычно сужает и затрудняет мышление, упрощает восприятие.
· Высокий уровень негативных эмоций ведет к резкому искажению.
· Чем ниже уровень информированности участников друг о друге, тем больше человек достраивает ее, опираясь на созданный уже образ врага.
· Личности с низким когнитивным развитием оценивают ситуацию поверхностно, их оценки носят крайний характер.
· Неумение предвидеть последствия приводит к искажению ситуации в 85% конфликтов.
· Увеличение значимости мотивов и потребностей, затрагиваемых в конфликте, приводит к увеличению искажения.
· Доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции среды» предопределяет ошибочное восприятие конфликта.
· Негативная установка на оппонента, сформировавшаяся в доконфликтной фазе, способствует искажению.
· Ограниченность во времени, ускоренное протекание конфликта искажает восприятие.
Больше по теме:
Механизм формирования зависимости
Механизм формирования зависимости включает два базовых компонента. Он может быть запущен любым из них.
1. Диссоциация внутренней реальности
(расщепление, разделение). Этот компонент связан с тем, каким образом человек переживает отдельн ...
Понятие “подготовки детей дошкольного возраста к обучению
в школе" как психолого-педагогическая составляющая
Критерии готовности ребенка к школе. Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребенка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразовани ...
Психологический портрет клептомана
Обычные воры, сознательно выбравшие себе эту профессию, комфортно чувствуют себя внутри этой профессии среди криминального мира и даже гордятся тем, что они именно воры. Они испытывают тревогу только в момент кражи или после неё, когда ов ...