Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности

Страница 3

Интеракционная направленность – это направленность на межлич­ностное взаимодействие или усиление социальных связей, социального влияния.

Интеракционная доминанта имеет два подвида:

а) просоциальный;

б) асоциальный.

Просоциальная доминанта – это любовь, альтруизм, жертвенность, служение другим людям. Этот вариант интеракционной доминанты конструктивен для развития самой личности и благоприятных межлич­ностных отношений.

Асоциальная интеракционная доминанта – это эгоизм, иждивенче­ство, манипуляция другим человеком или многими людьми, властво­вание без ответственности за судьбу других и стремления привести их к благу. Этот вариант интеракционной доминанты деструктивен для развития самой личности и межличностных отношений, которые у нее формируются с социальным окружением.

Для первого подвида характерно принятие самостоятельной цен­ности межличностного взаимодействия, поиск радости события, сопе­реживания, сотворчества вне связи с величиной достигнутых результа­тов.

Второй представляет собой манипулирование людьми, использо­вание их для доказательства самому себе и окружающим собственной значимости. Для человека, избравшего подобный способ поддержания собственной устойчивости, манипулирование самоценно. На этом пути психологическая устойчивость может быть разрушена необузданной страстью к власти или богатству – убедительному доказательству сво­его влияния. Такая страсть может и не возникнуть: манипулятор удов­летворится тем, что управляет немногими или всего лишь одним чело­веком. И этого может быть достаточно, чтобы отвлечь себя от ненуж­ного или тревожащего диалога с самим собой.

Рассмотренные виды направленности (установки) различаются по степени ответственности, которую личность принимает на себя, – от­ветственность за свои поступки и свою жизнь в целом, за свою судьбу, за собственную индивидуальность, неповторимость, уникальность.

Принимать на себя ответственность означает воспринимать себя как активную, сознательно действующую силу своей собственной жизни, способную принимать решения и отвечать за их последствия. Ответственность тесно связана с внутренней независимостью – следо­ванию своим убеждениям и своей иерархии ценностей без пренебре­жения мнением и убеждениями других и без их простого принятия.[12]

Рассмотренные доминанты активности не являются альтернатив­ными, взаимоисключающими. Это опоры устойчивости личности, ко­торые вполне могут сочетаться друг с другом. Чаще одна из них зани­мает в сознании центральное место. Акцент на одной опоре может да­вать устойчивость, но это несовершенная устойчивость: она может быть крепкой и длительной, но может быть и чревата возможностью возникновения личностной дисгармонии.

Три перечисленные доминанты активности конструктивны как опоры психологической устойчивости, поскольку поддерживают го­товность принимать на себя ответственность за собственную актив­ность. Неконструктивной следует признать магическую направлен­ность сознания. Сочетание конструктивных видов направленности способствует гармонизации личности и тем самым укрепляет ее устой­чивость.

Все рассмотренные выше опоры психологической устойчивости – вера, магическая направленность сознания, три доминанты активности – перестают быть опорами, если акцент на одной из них становится излишне сильным. Вера в себя становится самоуверенностью, отгора­живает человека от других и неизбежно порождает внутриличностный конфликт. Фанатическая религиозная вера переводит всю активность в русло борьбы за чистоту веры, толкает к нетерпимости, ненависти к иноверцам (неверным), агрессивному поведению. Заострение магиче­ской направленности сознания, дошедшее до фиксации, вызывает на­вязчивое ожидание того или иного проявления неких сил «иного мира», взращивает страх перед потусторонним, парализует волю, бло­кирует любое проявление самостоятельности. Если саморазвитие ста­новится сверхценностью, человек начинает игнорировать другие сто­роны самореализации, забывает о том, что развитые личные качества должны быть для чего-то использованы, должны служить достижению значимых целей, продуктивной деятельности, приносить пользу обще­ству, каким-либо группам или отдельным людям. Увлеченность дея­тельностью перерастает в трудоголизм как вариант психологической зависимости – излишне сильной зависимости от успехов в деятельно­сти, а то и просто от возможности заниматься избранной деятельно­стью. Без нее жизнь теряет смысл. Просоциальная, альтруистическая интеракционная установка приводит к растворению в другом человеке и потере своего Я, манипулятивная интеракционная установка перехо­дит в патологическое влечение к власти, вызывающее дисгармонию или множество деструктивных изменений в личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Гипертимный тип
Этот тип психопатий детально описан Schneider (1923) и П.Б. Ганнушкиным (1933) у взрослых и Г.Е. Сухаревой (1959) у детей и подростков. П.Б. Ганнушкин дал этому типу название "кон-ституционально-возбужденный" и включил в группу ...

Дальнейшие шаги по пути, открытому Л. С. Выготским
Первый шаг был сделан уже в конце 30-х годов психологами Харьковской школы (А. Н. Леонтьев, А. В.Запорожец, П. И. Зинченко, П Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.). Они показали, что в основе развития обобщений лежит не общение языкового тип ...

Предмет юридической психологии, ее задачи и прикладное значение.
Современная психология представляет собой обширную систему знаний о поведении человека и групп людей. Имеющиеся в ее распоряжении психотехнологии позволяют решать многие практические вопросы, в том числе в сфере правоохранительной практик ...