Социальные и биологические качества переплетаются в человеке, образуя единство.
То, каким будет человек, зависит от того, в каком обществе он воспитывался. И не только семья влияет на становление личности. Друзья, компания, школьный класс, рабочий коллектив – все это будет оказывать влияние на человека на протяжении всей его жизни.
Но на начальном этапе развития ребенка именно родители влияют на этот процесс. Например, если новорожденный ребенок попал в стаю животных, то его поведение будет напоминать поведение этих животных, и он никогда не станет настоящим Homo Sapiens. Таких детей называют «маугли».
Таким образом, проблема «природа и воспитание» основана на сходствах и различиях человека с животными. Биологическое наследование генов происходит по тому же принципу, что и у животных.
Но в процессе воспитания человек приобретает те качества, которые отличают нас от других животных. Имея разум, человек сознательно организует свою деятельность в отличие, например, от лошади, которая выполняет работу, но не осознает, что она делает.
В гармонии наследственных, т.е. природных и приобретенных в обществе качеств формируется человеческая душа. Таким образом, связываются три природы человека.
Человек – высокоорганизованное животное с точки зрения биологии. Биологическую природу человека изучают разные науки, входящие в состав биологии: генетика, анатомия, физиология, антропология. Генетика – наука о наследовании признаков, анатомия изучает строение, физиология – процессы, происходящие в организме, антропология – наука о происхождении и эволюции человека. Все современные люди принадлежат к одному виду «Человека Разумного» - Homo Sapiens. Этот вид представляет собой совокупность популяций, дающих плодовитое потомство и обнаруживающих значительную изменчивость (полиморфизм), при том что все группы современного человечества находятся на одинаково высоком уровне своей биологической организации. Человек появился на Земле в результате длительного процесса историко-эволюционного развития и тесно связан с окружающей природой. Об этом говорит наука экология, изучающая взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой. Организм человека имеет много признаков, общих с позвоночными, и особенно с млекопитающими: позвоночник, заменяющий хорду, 7 шейных позвонков, 2 пары конечностей рычажного типа, замкнутую кровеносную систему, четырехкамерное сердце, безъядерные эритроциты, волосяной покров, постоянную температуру тела, легкие, диафрагму, хорошо развитую нервную систему. Наиболее велико сходство человека с приматами. Большинство людей придерживается дарвиновской теории эволюции, которая говорит о том, что человек произошел от обезьян. Согласно критериям зоологической систематики человек относится к царству животных (Animalia), типу хордовых (Chordata), классу млекопитающих (Mammallia), отряду приматов (Primates), семейству гоминид (Hominidae).
С точки зрения социологии просматриваются две основные модели поведения общественных систем, две основные формы социальных изменений — эволюция и революция. Представители эволюционной социологии (О. Конт, Г. Спенсер и др.) пытались доказать единство законов развития в физическом и социальном мирах. Спенсер, подобно биологам, различающим «высшие» и «низшие» по уровню организации организмы, представляет эволюцию как внутренне направленный процесс появления все более сложных социальных форм. Основные источники развития социальных процессов — это противоречия и способы их разрешения. При этом выделяются противоречия антагонистические и неантагонистические, внутренние и внешние, разрешаемые мирно и средствами насилия, вооруженной борьбы. Социальная революция — способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в крайне неравновесном состоянии. Эволюция и революция – близкие по смыслу понятия: и то, и другое предполагает развитие, отличаются они тем, что эволюция предполагает постепенные изменения, а революция – скачкообразные изменения. С понятием эволюции мы сталкиваемся в биологии, а с понятием революции – в социологии. Таким образом, мы видим связь этих наук. Точно также и общество и природа оказывают влияние на человека, формируя в нем различные качества, которые сложно переплетаются между собой. Мы всегда можем ощутить на себе влияние общества. Все это формирует в нас систему взглядов на жизнь, направление мыслей, эмоции и т.д. Так у людей формируется понятие о «душе».
Больше по теме:
Психология агрессии
Первоначально в своих трудах Фрейд игнорировал проблему агрессии. Ни этот термин, ни термин садизм не появляется в указателе к его работе “Толкование сновидений”, опубликованной в 1900. Агрессия впервые упоминается в 1905 как производное ...
Этнические грани личности
Общеизвестно, что люди, принадлежащие к разным народам и этническим группам, отличаются друг от друга своим поведением, культурой, нравами, обычаями. Этнические особенности ярко проявляются в искусстве, особенно народном. Те черты, которы ...
Формирующий эксперимент
Рабочая гипотеза: Если систематически проводить с ребенком работу, то можно помочь ему частично выйти из аффективного состояния, изменить поведение ребенка в коллективе сверстников.»
Цель: используя коррекционную методику вывода детей из ...