Жан Пиаже принадлежал к тем редким ученым, кому еще в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральнуюпроблему и наметить основной путь ее решения, кому время и необычайная работоспособность дали возможность построить теорию, охватившую множествопроблем, связанных основной линией исследования общих закономерностей развития интеллекта. Его главной темой стало изучение истоков научного познания. Почислу поставленных вопросов, написанных книг и статей, эрудиции в различных областях знания, влиянию на исследования в разных странах и, наконец, по числупоследователей и противников его идей среди современных самых выдающихся психологов, пожалуй, нет равных Пиаже. Поистине, он был первым среди равных.
Учение Пиаже, на наш взгляд,-- высшее достижение психологии XX века. Известен парадокс, согласно которому авторитет ученоголучше всего определяется тем, насколько он затормозил развитие науки в своей области. Современная зарубежная психология детского мышления буквальноблокирована идеями Пиаже. Множество исследований касается уточнения эмпирических фактов, и почти нет работ, посвященных анализу его теории.Известно много интерпретаторов Пиаже, но никому из них не удается вырваться за пределы разработанной им системы. Пользуясь соответствующим методом, факты,полученные Пиаже, может воспроизвести любой исследователь. Поэтому, по словам американского психолога Д. Элкинда, это наиболее достоверные факты в детскойпсихологии.
Существует огромный разрыв между тем, что было в детской психологии в начале века до работ Пиаже, и тем уровнем развития теории,который существует теперь, благодаря его деятельности. Пиаже -- психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные донего законы душевной жизни ребенка.
Пиаже пришел в психологию потому, что в ней скрестились его биологические, философские и логические интересы. В молодостипод влиянием А. Бергсона для него открылась новая сторона проблемы познания -- возможность его биологического объяснения. Пиаже считал, что эта задача неможет быть решена непосредственно, путем рассуждения, так как между биологией и теорией; познания существует разрыв, заполнить который может психология, а нефилософия, как думал А. Бергсон. Исходя из перспективы создания генетической эпистемологии -- науки о происхождении и развитии научного знания, Пиажеперевел традиционные вопросы теории познания в область детской психологии и приступил к ихэкспериментальному решению.
Деятельность Ж. Пиаже как психолога началась в 1920 г. в Париже в сотрудничестве с Г. Липпсом и Е. Блейером. С 1921 г. поприглашению Э. Клапареда он начинает вести научную и преподавательскую работу в Институте имени Ж. Ж. Руссо в Женеве и уже через несколько лет становитсяпрофессором Женевского университета. В Париже он много работал в клинике, изучал логику, философию, психологию, проводил экспериментальные исследованияна детях, начатые без особого энтузиазма. Однако скоро Пиаже нашел свою собственную область исследования. Это был конец теоретического и началоэкспериментального периода в творчества Пиаже как психолога.
Философские размышления привели Пиаже к мысли, что логика не врождена изначально, а развивается постепенно, и что именнопсихология открывает возможность изучения онтогенетического развития логики. Уже первые факты из области психологии, полученные Пиаже в экспериментах сдетьми по стандартизации так называемых "рассуждающих тестов" К. Берта, подтвердили эту его идею. Полученные факты показали возможностьисследования психических процессов, лежащих в основе логических операций. С тех пор центральная задача Пиаже состояла в том, чтобы изучить психологические механизмылогических операций, установить постепенное возникновение стабильных логических целостных структур интеллекта. Возможность прямого исследования проблем логикисоответствовала первым философским интересам Пиаже.
Изучение "эмбриологии интеллекта" совпало также и с его биологическими интересами. Период 1921-1925 годов -- началоработы Пиаже по систематическому исследованию генезиса интеллекта. Именно, исходя из этой общей цели, он сначала выделил и исследовал частную проблему --изучил скрытые умственные тенденции, придающие качественное своеобразие детскому мышлению, и наметил механизмы их возникновения и смены. С помощьюклинического метода Пиаже установил новые факты в области детского развития. Важнейшие из них -- открытие эгоцентрического характера детской речи,качественных особенностей детской логики, своеобразных по своему содержанию представлений ребенка о мире. Однако, основное достижение Пиаже, сделавшее еговсемирно известным ученым,-- открытие эгоцентризма ребенка. Эгоцентризм -- это основная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка. Своеобразиедетской логики, детской речи, детских представлений о мире -- лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции.
Больше по теме:
Анатомические основы воли
Человеку свойственна активность непроизвольная (неволевая) и произвольная (волевая). Непроизвольная, возникает без сознательного усилия, под действием внешних причин, без намерения. Произвольная активность возникает по заранее поставленно ...
Аддиктивное поведение как вид отклоняющегося поведения личности
Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести - от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости. Происхождение термина аддикция восходит к рабской ...
Общение как взаимодействие
Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках ...