Согласно Пиаже, формула S-Rнедостаточна для характеристики поведения, так как нет одностороннего воздействия объекта насубъект, а есть взаимодействие между ними. Для того чтобы стимул вызвал реакцию, надо, чтобы субъект был чувствителен, сензитивен к этому стимулу. Еще в 30-хгодах Пиаже отметил, что любой поведенческий акт, даже новый для организма, не представляет собой абсолютной новизны, поскольку всегда основывается напредшествующих схемах действия. "Вначале был ответ!" -- говорят в Женевской школе.
Пиаже ввел в область детской психологии эпистемологическое различие между формой и содержанием поэнания. Содержаниедетского познания -- все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания -- та схема (более или менее общая) мыслительной деятельностисубъекта, в которую внешние воздействия включаются.
С биологической точки зрения, познаваемому содержанию соответствует некая сумма влияний, которые окружающая средаоказывает на организм. Форма познания, с этой точки зрения, есть специальная структура, придаваемая содержанию организмом. Влияние окружения никогда неможет быть воспринято в "чистом виде", так как на каждый внешний стимул всегда имеется ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинаетразвиваться, у субъекта уже готовы, сформированы определенные моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы. Как говорит Пиаже, человекусваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей "умственной химии". Познание реальности всегда зависит отгосподствующих умственных структур. Это -- непреложный закон. Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на какиемыслительные структуры оно опирается. Это очень важно знать, чтобы различать простое натаскивание от подлинного развития и никогда не удовлетворятьсяпервым.
Важнейший исходный принцип исследования для Пиаже состоит в том, чтобы рассматривать ребенка как существо, которое ассимилируетвещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. В познании, с точки зрения Пиаже, определяющую роль играет не сам объект,который выбирается субъектом, а, прежде всего, доминирующие умственные структуры субъекта. От них решающим образом зависит познание мира. Богатствоопыта, которым человек может располагать, зависит от количества и качества интеллектуальных структур, имеющихся в его распоряжении. Само развитие -- этосмена господствующих умственных структур.
Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием доминирующих умственных структур, но и тем, что они (какопределяющие познание) строятся на основе действия субъекта. Согласно Пиаже, мысль есть сжатая форма действия. 1С этому он пришел еще тогда, когда проводилсвои ранние психологические исследования, однако, детальный анализ роли действия в процессе формирования мышления был им проведен позднее. В рядепубликаций 40-х годов Пиаже подчеркивал, что познание на всех генетических уровнях есть продукт реальных действий, совершаемых субъектом с объектами
Больше по теме:
Факторы, влияющие психологическую устойчивость личности
Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. Насколько она выражена – зависит от множества факторов. Психологическую устойчивость поддерживают внутренн ...
Влияние церкви на общество
Подтверждением того, что библейские принципы и Слово Божье не ус- тарело, а имеет силу в наши дни являют многочисленные церкви (пятидеся- тнические, евангельские , хоризматические , - в которых действуют дары Святого Духа) не только за р ...
Профилактика и коррекция агрессивного поведения
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, ин ...