Пиаже считает, что параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идет развитиедетских идей от абсолютности ("реализма") к реципрокности (взаимности) Реципрокность появляется тогда, когда ребенок открывает точкизрения других людей, когда он приписывает им то же значение, что и своей собственной, когда между этими точками зрения устанавливается соответствие Сэтого момента он начинает видеть реальность уже не только как непосредственно ему самому данную, но и как бы установленную благодаря координации всех точекзрения, взятых вместе В этот период осуществляется важнейший шаг в развитии детского мышления, так как, по мнению Пиаже, представления об объективнойреальности -- это то, наиболее общее, что есть в разных точках зрения, в чем разные умы согласны между собой
В экспериментальных исследованиях Пиаже показал, что на ранних стадиях интеллектуального развития объекты представляются дляребенка тяжелыми или легкими, согласно непосредственному восприятию Большие вещи ребенок считает всегда тяжелыми, маленькие -- всегда легкими. Для ребенкаэти и многие другие представления абсолютны, пока непосредственное восприятие кажется единственно возможным. Появление других представлений о вещах, какнапример, в эксперименте с плаванием тел" камешек -- легкий для ребенка, но тяжелый для воды,-- означает, что детские представления начинают терять своеабсолютное значение и становятся относительными
Отсутствие понимания принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета еще раз подтверждает, чторебенок сначала может рассуждать лишь на основе "абсолютных" представлений Для него два равных по весу шарика из пластилина перестают бытьравными, как только один из них принимает другую форму, например, чашки Уже в ранних работах этот феномен Пиаже рассматривал как общую черту детской логики Впоследующих исследованиях он использовал появление у ребенка понимания принципа сохранения в качестве критерия возникновения логических операций и посвятил егогенезису эксперименты, связанные с формированием понятий о числе, движении, скорости, пространстве, о количестве и др
Мысль ребенка развивается еще и в третьем направлении -- от реализма к релятивизму Вначале дети верят в существованиеабсолютных субстанций и абсолютных качеств. Позднее они открывают, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны Мир независимых и спонтанныхсубстанций уступает место мир> отношений. Сначала ребенок считает, скажем, что в каждом движущемся предмете есть специальный мотор, который выполняетглавную роль при движении объекта. В дальнейшем он рассматривает перемещение отдельного тела как функцию от действий внешних тел. Так, движение облаковребенок уже начинает объяснять иначе, например, действием ветра Слова "легкий" и "тяжелый" также теряют свое абсолютное значение,которое они имели на протяжении ранних стадий, и приобретают относительное значение в зависимости от избранных единиц измерения.
Итак, по своему содержанию детская мысль, сначала полностью не отделяющая субъект от объекта и потому "реалистическая",развивается по направлению к объективности, реципрокности и релятивности Пиаже считал, что постепенная диссоциация, разделение субъекта и объектаосуществляется вследствие преодоления ребенком собственного эгоцентризма
Наряду с качественным своеобразием содержания детской мысли, эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, каксинкретизм (тенденцию связывать все со всем), соположение (отсутствие связи между суждениями), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее),нечувствительность к противоречию и др. У всех этих особенностей детского мышления, по мнению Пиаже, имеется одна общая черта, которая также внутреннезависит от эгоцентризма Она состоит в том, что ребенок до 78 лет не умеет выполнить логические операции сложения и умножения класса, наименее общего длядвух других классов, но содержащего оба этих класса в себе (животные = позвоночные + беспозвоночные). Логическое умножение -- операция, состоящая втом, чтобы найти наибольший класс, содержащийся одновременно в двух классах, то есть найти совокупность элементов, общую двум классам (женевцы х протестанты =женевские протестанты).
Больше по теме:
Пути развития человека будущего
Говоря о развитии человека будущего в первую очередь необходимо обратить внимание на настоящее. Где и как мы живем? Какие процессы протекают в мире? Что из этого всего получится впоследствии?
Есть разные мнения. Кто-то говорит, что в сло ...
Этиология
Этиопатогенез расстройства определяется действием ряда факторов: интенсивность стресса, социальная ситуация, в которой он действует, личностныеособенности жертвы и ее биологическая ранимость. Социальная поддержка играет большую роль в пре ...
Разумная деятельность.
Вся разумная сфера иерархична. Нижняя ее часть пассивна и представляет собой разумность в возможности. Верхняя часть - активна и является действительным, действующим разумом. Это форма форм, сливающаяся с божественным перводвигателем. Для ...