Искусство задавать вопросы, вести мысль к правильному ответу - необходимый элемент логической культуры.
И. Кант писал: "Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе бессмысленен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для спрашивающего, он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) козла доит, а другой держит под ним решето".
Логика вопросов и ответов (интерогативная, этротетическая или эротематическая логика) находит в правовой практике многообразное применение: в судебном, арбитражном и административном процессах, в деятельности следственных органов и так далее. В юридической науке имеет особое значение логическая сторона умелой постановки вопросов и оценки ответов в ходе применения методов конкретно-социологических и социально-психологических исследований, в первую очередь методов анкетирования и интервью. Во всех случаях правильность вопроса и часто истинность ответа зависит от логически правильной постановки вопроса. Правильная постановка вопроса, естественно, истинности ответа не гарантирует, но ошибочная постановка вопроса затрудняет, а иногда и исключает истинные ответы. Значение, конечно, имеет формально-логическая оценка не только вопроса, но и ответа, так как за логически неточным ответом может скрываться ответ уклончивый или даже ложный.
Рассмотрим в качестве примера - вопросно-ответную стадию допроса:
К вопросам, задаваемым следователем, предъявляются следующие требования.
1.Вопрос должен быть конкретным, касающимся какого-либо одного обстоятельства, лаконичным и не допускающим двусмысленного толкования.
2.Вопрос должен исключать предположительные ответы.
3.Формулировка вопроса должна полностью исключать возможность извлечения из его содержания информации, необходимой для ответа.
4.Вопросы должны задаваться в определенной последовательности и во взаимосвязи (вытекать один из другого) и иметь ясную логическую структуру.
5.Вопрос задается в прямой форме.
6.Вопросы должны учитывать умственное и культурное развитие допрашиваемого, а также знание им тех или иных сфер деятельности.
5. Зaдaниe
1
. Дaйтe aнaлиз лoгичecкoй oшибки "npeдвocxuщeнue ocнoвaнuя" и пpивeдитe пpимepы этoй oшибки из извecтныx вaм литepaтypныx иcтoчникoв или из кoнкpeтнoй пpaктики.
При опровержении (или доказательстве) нельзя использовать не только ложные, но и недоказанные аргументы. Если для опровержения или подтверждения тезиса приводятся аргументы, хотя и не являющиеся заведомо ложными, но ранее не доказанные как истинные, то совершается ошибка, которая носит общее название “предвосхищение основания” (petitio principii). Она заключается в том, что в качестве аргументов используются недоказанные, как правило, произвольно взятые положения: ссылаются на слухи, на ходячие мнения или высказанные кем-то предположения и выдают их за аргументы, якобы обосновывающие основной тезис. В действительности же доброкачественность таких доводов лишь предвосхищается, но не устанавливается с несомненностью.
Употребление таких аргументов нередко сопровождается оборотами типа: "всем известно", "давно установлено", "совершенно очевидно", "никто не станет отрицать" и т. п. Слушателю как бы остаётся упрекать себя за незнание того, что давно всем известно.
“Предвосхищение основания” часто встречается в спорах, дискуссиях и даже в печатных исследованиях в таком виде: за аргумент принимается такое положение, которое хотя и не равнозначно тезису, но истинность которого прямо зависит от истинности самого тезиса.
Например:
“Новая опера данного композитора - высокохудожественное произведение, так как все его произведения таковы” Очевидно, что здесь истинность самого аргумента: “Все произведения данного композитора высокохудожественны” - прямо зависит от истинности тезиса: “Новая опера данного композитора высокохудожественное произведение”. Ведь если здесь будет ложным тезис, то будет ложным и аргумент: если неправда, что опера данного композитора высокохудожественна, значит, неправда, что все его произведения высокохудожественны.
Больше по теме:
Любовь
Любовь – это не счастливая случайность или мимолетный эпизод, а искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию. Именно об этом говорит в своей книге «Искусство любви» и ...
Ведущая деятельность и
развитие в раннем детстве
Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они о ...
Пути развития человека будущего
Говоря о развитии человека будущего в первую очередь необходимо обратить внимание на настоящее. Где и как мы живем? Какие процессы протекают в мире? Что из этого всего получится впоследствии?
Есть разные мнения. Кто-то говорит, что в сло ...