Необходимость разработки и внедрения вариативных форм подготовки детей к школе

Другое о психологии » Вариативные формы подготовки детей к школе » Необходимость разработки и внедрения вариативных форм подготовки детей к школе

Страница 4

Предлагая различные формы индивидуальной подготовки детей к школе, мы учитываем реальные данные о состоянии здоровья и функциональном развитии дошкольников. Еще раз напомним некоторые сведения для того, чтобы подчеркнуть необходимость такой работы:

80-90% детей 6-7 лет имеют те или иные отклонения физического здоровья;

18-20% детей 6-7 лет имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;

около 60% детей 6-7 лет имеют нарушения речевого развития;

около 35% детей 6-7 лет имеют несформированность зрительно-пространственного восприятия;

более 30% детей 6-7 лет имеют несформированность сложнокоординированных движений руки и графических движений;

более 70% детей 6-7 лет имеют несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухомоторных и сенсомоторных координаций);

примерно у 13% детей отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития;

около 25% детей имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети).

В основе большинства дефицитов в развитии у детей 6-7 лет лежит функциональная незрелость коры и регуляторных структур головного мозга. Все эти данные свидетельствуют о необходимости индивидуальной работы с ребенком на самых интенсивных этапах развития (от 4 до 6-7 лет), когда еще нет школьных нагрузок.

Опыт показывает, что перечисленные дефициты в развитии успешно компенсируются при направленной и систематической работе. Однако это должна быть не система механической тренировки, а система осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослых (родителей, педагогов и психологов). Такую систему работы мы назвали индивидуальной адаптивной программой подготовки к школе.

Можно выделить четыре этапа в составлении индивидуальной адаптивной программы.

I этап - диагностика функционального развития и выделение факторов риска (педагогу и психологу помогут консультации педиатра, психоневролога, логопеда и нейропсихолога).

По результатам обследования выделяются:

Неспецифические факторы риска, связанные с соматической ослабленностью из-за хронических или частых и длительных заболеваний либо с нарушениями психического здоровья (гиперактивность, синдром дефицита внимания, комплекс неврозоподобных расстройств - нарушение сна, тики, страхи и т.п.). Неспецифические факторы риска, как правило, лежат в основе нарушения организации деятельности и требуют специальной организации работы с ребенком.

Специфические факторы риска, связанные с несформированностью познавательных (школьно-значимых) функций, таких, как речевое развитие, моторное развитие, зрительное и зрительно-пространственное восприятие, интегративные функции. Компенсация специфических факторов риска возможна при систематических целенаправленных занятиях.

II этап - четкое определение целей и задач индивидуальной программы.

III этап - составление индивидуального плана работы.

IV этап - разработка планов каждого занятия, выбор адекватных форм и методов работы (с учетом особенностей ребенка).

Прежде всего, должны быть разработаны Единые требования, отражающие базисное содержание воспитания и обучения детей 5-6 лет. Они станут основой образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста, независимо от типов и видов учреждений, которые они посещают.

Базисное содержание должно быть выстроено по принципу необходимости и достаточности для полноценного общего развития детей и должно включать следующие образовательные направления: физическое развитие и укрепление здоровья, социально-нравственное, эстетическое, познавательное развитие и развитие речи. Образовательные направления будут раскрывать различные области действительности: предметный и природный мир, социальные отношения, мир художественной культуры (музыка, изобразительное и прикладное искусство, художественная литература и др.).

Причем, должно быть представлено содержание, как отражающее различные области действительности, так и виды детской деятельности: игру, рисование, драматизацию, конструирование и др. Особое место должна занимать игра детей, в первую очередь, самодеятельная.

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Случаи клептомании
"ИЗВЕСТНУЮ актрису, звезду фильмов "Век невинности" и "Осень в Нью-Йорке", "Дракула", "Чужой-4" 30-летнюю Вайнону Райдер арестовали за попытку кражи в крупном универмаге. Вскоре после этого про ...

История возникновения арт-терапии
Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой ...

Вопросы терминологии.
Подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Нарушенное поведение – это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к т.н. нормальному поведению. В терминологическом ...