Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмомвремени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений Ребенок не простомаленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой
Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальныйпериод развития С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально какформа коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самогоребенка Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; ониобразуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешнихпсихических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитиепроходит ряд стадий Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действиюобществен ноисторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путеминдивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способовдеятельности.
Условия развития позднее были более подробно описаны А. Н. Леонтьевым. Это морфофизиологическиеособенности мозга . и общение. Эти условия должны быть приведены в движение деятельностью субъекта. Деятельность возникает в ответ на потребность.Потребности также не врождены, они формируются, причем первая потребность -- потребность в общении со взрослым. На ееоснове младенец вступает впрактическое общение с людьми, которое позднее осуществляется через предметы и через речь.
По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития -- обучение. Важно отметить, что развитие иобучение -- это разные процессы. По словам Л. С. Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. "Развитие,-- пишет он,-- естьпроцесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфическихдля человека, подготовленных всемпредшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях".
Обучение, по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития уребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает уребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающимии сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.
Л. С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением иразвитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшегоразвития. Последнее -- подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известна теперь психологам всего мира.
Зона ближайшего развития -- это расстояние между уровнем актуального развития, ребенка и уровнемвозможного развития определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выготский, "зона ближайшего развития определяетфункции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветамиразвития . Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственноеразвитие на завтрашний день".
Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такимифундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения иумственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.
Зона ближайшего развития -- логическое следствие закона становления высших психических функций, которыеформируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуальногоразвития субъекта.
Больше по теме:
Характер. Основные черты
Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе.
В повседневной жизни человека обычно характеризуют как ...
Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями п ...
Эвpиcтичecкиe вoзмoжнocти вoпpoca
Вопрос - это форма мысли, в которой выражено требование уточнить, или получить новую информацию на основе уже имеющейся.
Логическая структура вопроса такова:
1) исходное знание;
2)требование дополнить или уточнить эту информацию, перей ...