В феврале 1907 г Юнг приезжает в Вену, беседует с Фрейдом тринадцать часов без передышки - с этого начинается активная деятельность Юнга в зарождающемся психоаналитическом движении. Фрейд был необычайно заинтересован в помощи Юнга и ведомых им “швейцарцев” Как он писал в то время своему последовате1ю Абрахаму, без этой поддержки психоанализ может оказаться в гетто, как “еврейская наука”, со стороны Юнга с его воспитанием, его научной и культурной средой требуется немалое мужество, когда он отстаивает психоанализ. Фрейд возлагает на Юнга огромные надежды, провозглашает его “кронпринцем”, наделяет всяческими полномочиями. Юнгу приходится заниматься колоссальной организационной работой - он является президентом только что возникшей международной психоаналитической ассоциации, главным редактором ее журнала - и это помимо напряженной врачебной, научной и педагогической деягельности Так что Фрейд не из лести писал Юнгу, что “другого и лучшего продолжателя и завершителя моего дела я бы себе не желал”, а потом озаглавливал письма: “Дорогой друг и наследник” Понятен был и интерес Юнга к Фрейду - мыслителю крупному, смелому, сделавшему к тому времени в одиночку открытия, перевернувшие пред ставления о психологии и психотерапии.
Но различия в позициях по, целому ряду вопросов хорошо видны и по переписке в период 1908-1911 гг., когда Юнг полностью поддерживал Фрейда. Остаются открытыми вопросы об этиологии неврозов — сексуальную теорию Фрейда он так до конца и не принял. Расхождения касаются и мировоззренческих вопросов. Для Фрейда и тогда религия была иллюзией, чуть ли не навязчивым неврозом человечества, на место которой должнаприйти наука. Юнг отвечал, что “религия может быть заменена только религией”. Фрейд призывал Юнга принять учение о сексуальности как “укрепление против черной грязной ямы оккультизма”, а для Юнга фрейдовское преклонение перед Эросом было не чем иным, как религией, слепой верой.
В личных отношениях этих двух выдающихся ученых слишком многое зависело, однако, вовсе не от научных или философских расхождений. Психоанализ осваивается не просто как совокупность научных знаний; врачующий должен сначала исцелиться сам, пройти курс анализа с учителем. Кстати, именно по инициативе Юнга в подготовку психоаналитиков был введен обязательный (и довольно длительный) курс “учебного анализа”. Но в те годы техника психоанализа только вырабатывалась, “подопытными” были сами аналитики, а потому на теоретические споры накладывались эффекты “переноса”, эмоциональные конфликты и отношения окрашивались в цвета семейной драмы. Отсюда истерические припадки у терявшего сознание Фрейда, видевшего в стремлении Юнга к самостоятельности нечто вроде потаенного желания “отцеубийства”. Сколько бы Юнг ни писал потом о своей полной духовной суверенности в тот период, и переписка с Фрейдом, и тяжелый психический кризис после разрыва говорят, что “семейная” привязанность была и у него. Ситуация становилась совершенно непереносимой и из-за открытого недоброжелательства к Юнгу венского окружения Фрейда — “придворные” интриги появляются повсюду, где возникает хоть какой-то “двор”. Именно это окружение создало впоследствии миф об антисемитизме Юнга. Вполне возможно, что явное охлаждение во взаимоотношениях произошло “с подачи” этого окружения Фрейда. Теоретические разногласия стали очевидными после выхода второго тома “Трансформации и символы либидо”, но тон писем Фрейда резко меняется не после прочтения книги, а после поездки Юнга в США. Доброжелатели, как водится, довели до сведения Фрейда именно те месталекций, где Юнг развивал собственные идеи, а не исполненные благодарности Фрейду похвалы психоанализу в целом.
Больше по теме:
Системное строение сознания
Выделение особого классасистем - психологических систем - и поста-новка проблемы их специфики были в отечественной психологии впервые осуществлены именно Выготским [4]. Системность явилась одним из главных принципов Выготского в его иссле ...
Стили руководства группой
Личность психолога является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга. Многие авторы (А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и др.) придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей повед ...
Чувство эмпатии и социализация личности
Итак, эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, ...