Для временной характеристики побуждения важно отметить, что период его действия, будучи более или менее протяженным, включает в себя не только настоящее, но и прошлое и будущее. К. Левин по этому поводу писал: «Жизненная сфера индивида, далеко не ограниченная тем, что он рассматривает как настоящую ситуацию, включает будущее, настоящее, а также прошлое. Действия, эмоции и, безусловно, мораль индивида в любом случае зависят от его общей временной перспективы» 1. Характеризуя далее основную тенденцию развития временной сферы побуждений в процессе онтогенеза, он утверждал: «Ребенок живет в основном настоящим. Его цели — это непосредственные цели; когда он отвлекается, он быстро «забывает». По мере того как индивид становится старше, его. будущее и его прошлое все более и более влияют на его состояние и действия. Цели ребенка школьного возраста могут уже включать переход в следующий класс в конце года. Годами позже, будучи отцом семьи, тот же человек будет часто оперировать десятилетиями при планировании своей жизни» 2.
Будущее и прошлое имеют в некотором отношении единую психологическую характеристику. Это связано с тем, что и будущее и прошлое опосредует настоящее — настоящие обстоятельства и мотивационные тенденции. Опыт прошлого и предвидение будущего говорят о том, что настоящее нужно понимать не так, как оно представляется непосредственно, а более глубоко и многосторонне: не статически, а в динамике, не как моментную точку, а как обширную временную длительность. И если в строго абстрактном смысле настоящее — это лишь временная точка, через которую будущее постоянно переходит в прошлое, то актуальное настоящее нужно брать и учитывать как широкую сферу, включающую в себя тем самым отрезки прошлого и будущего, простирающиеся более или менее далеко в обе стороны от настоящего момента.
Без прошлого опыта невозможно предвидение будущего, а без предвидения будущего все прошлое и настоящее теряет смысл. Прошлое дает возможность понимать настоящее, осмысливать его, так как прошлое — это то, что было настоящим, актуальным;
в будущем предвидится и обеспечивается настоящее, т. е. будущее — это то, что становится настоящим.
Подобно тому, как без учета опыта прошлого нельзя предвидеть будущее, так и прошлое нельзя рассматривать без широкой временной перспективы будущего. Способность заглядывать в прошлое и будущее — это в психологическом смысле одна и та же способность.
Мотивационная стратегия низшего типа, характерная для детского возраста, но проявляющаяся иногда и у взрослых, отличается тем, что наибольшую значимость имеют здесь события настоящего момента. При переключении на прошлое или будущее значимость резко убывает и на некотором временном удалении становится равной нулю. Между тем реальное мотивирующее влияние всякого события на текущее поведение определяется именно значимостью настоящего. Известно, например, что для личности психопатического склада характерен, с одной стороны, недостаточный учет прошлого опыта, а с другой — недостаточное планирование, временная организация поведения через предвосхищение будущего.
Это сокращение временной сферы мотивации определяющим образом влияет на поведение. Оно приводит прежде всего к неадекватной переоценке ближайших событий и недооценке отдаленных. Далеко отстоящее событие, даже если оно более важно и более длительно во времени, обычно недооценивается. В этом плане расширение временной сферы мотивации приводит к тому, что в ее рамках все временные точки жизнедеятельности человека становятся равнозначными, относительно безразличными и именно поэтому могут оцениваться беспристрастно и адекватно в соответствии с действительно объективным критерием временной длительности влияния и важности того или иного события, независимо от его «местоположения» во времени. Положение события во времени не может быть вообще безразличным для его психологической сущности. Оно учитывается и в условиях широкой сферы мотивации, но в отличие от узкой сферы не по слепому принципу «с глаз долой — из сердца вон», а в соответствии с объективной оценкой настоящего или будущего и в зависимости от целесообразности принести одно в жертву другому.
Внутренняя логика и приспособительный характер аффективного побуждения состоят в том, чтобы любыми средствами, быстро, в пределах данного ситуационного момента решить возникшую острую проблему (в отрицательном случае) или воспользоваться исключительно благоприятной ситуацией (в положительном случае). Если представить себе, что перед человеком неожиданно возникает опасность или, наоборот, столь же неожиданно создается редкая по своим благоприятным возможностям обстановка, то естественно, что для таких условий оптимальной тактикой мотивационной организации поведения является некоторая максимальная или близкая к ней мобилизация с целью быстрого устранения опасности или столь же быстрого и максимального использования благоприятной обстановки. Своеобразным правилом в обоих случаях будет: «сделать все возможное, не упустить момента».
Больше по теме:
Формирующий эксперимент
Рабочая гипотеза: Если систематически проводить с ребенком работу, то можно помочь ему частично выйти из аффективного состояния, изменить поведение ребенка в коллективе сверстников.»
Цель: используя коррекционную методику вывода детей из ...
Содержание материнской
сферы
На основе приведенных данных были выделены три блока в содержании материнской сферы[53]:
1. Потребностно-эмоциональный блок. Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом - носителем гештальта младенчества, потребность в его ох ...
Типы и формы социальных объединений
Становление субъективности человека прямо связано с историческими формами социальных объединений, принципами их организации, динамикой их изменения и развития. Проблема состоит в необходимости признания сущностного и родового характера с ...