Системное строение сознания

Сознание человека » Системное строение сознания

Страница 2

Особое место в изучении Выготским системного строения сознания занимает определение характеристик функций (выступающих в данном случае как элементы сознания). В этом плане безусловный интерес пред-ставляет идея орудийного строения функций.

В 1927-1931-х годах Выготский работал над программой т.н. "инстру-ментальной психологии", в соответствии с положениями которой сознание формируется посредством орудий и других экстрацеребральных (работаю-щих вне мозга) "инструментов", медиаторов, в качестве которых у него выступали в основном слово и знак. Выготский пришел к выводу, что операция употребления знаков лежит в основе развития высших психичес-ких функций, система которых образует высший психический синтез, на-зываемый сознанием. Следует отметить влияние марксистской философии на идею орудийного строения функций: так, опосредствующий функцию знак (частный случай "орудий языка") явился прямым аналогом орудий труда, поставленных Марксом и Энгельсом в центр истории человека, у марксизма была заимствована сама идея специфичной для человека ору-дийной опосредованное™ его связей с природным и социальным миром, которая Выготским была развита и распространена на связи человека с самим собой.

Наряду с пониманием сознания как "исторического сознания человека" - сознания предметного и социального, возникающего с появлением речи и характеризующегося системным и смысловым строением [6. С. 366], - мы встречаемся у Выготского с более расширенным значением этого тер-мина, где "сознание" обозначает способ организации психической жизни, определенный синтез, совокупность связей и отношений между функция-ми, высшей ступенью развития которой является система (т.е. "сознание" в узком смысле этого слова): так, Выготский говорил о сознании новорож-денного [2. С. 277-278], сознании младенца [2. С. 281, 295].

Представление о сознании как о синтезе явилось, в частности, и решени-ем Выготским проблемы единства сознания. Например, он описывает, как распад этого синтеза (в основе которого лежит нарушение функции обра-зования понятий - т.е. изменение смыслового строения сознания) при шизофрении ведет к появлению расщепления, дезинтегрированности раз-личных тенденций, "всплывающих из бессознательного" и "проникающих всезнание" [5. С. 195].

Кроме того, подобное понимание сознания позволяет исследователям включить в область психологического анализа феномены т.н. "измененных состояний сознания". Сам Выготский сделал, на наш взгляд, определенные шаги в этом направлении. Так, он неоднократно указывал на факт появля-ющихся в ходе развития т.н. "разрывов" в памяти: "Ни одна эпоха нашей жизни . не забывается так, как годы полового созревания Мы знаем, что память лежит в основе того, что психологи называют единством и тождест-вом личности. Память составляет основу самосознания. Разрыв в памяти указывает обычно на переход из одного состояния в другое, от одной струк-туры личности к другой. Характерно поэтому, что мы плохо запоминаем свои болезненные состояния, сновидения" [5. С. 242]. Т.е. эти факты Вы-готский объясняет переходом "к другой системе связей между отдельными функциями" [5. С. 242], иначе говоря, к другой структуре сознания. Тем самым становится очевидной возможность использования теории созна-ния Выготского для исследования феноменов измененных состояний со-знания.

Следует отметить и то, что понимание сознания как способа организа-ции душевной жизни дает возможность представить более полную картину последовательного развития сознания в онто- и филогенезе, включив в нее стадии формирования предпосылок сознания в собственном смысле слова.

Представление о сознании как синтезе является не просто удобным теоретическим конструктом, позволяющим включить в область психологи-ческого исследования многие остающиеся за ее пределами феномены, но и важным методологическим принципом, обеспечивающим рассмотрение сознания как самостоятельного целостного образования (что предполагает совершенно особую проблематику). Существующие в отечественной, тра-диционно марксистски ориентированной психологии объяснительные принципы, используемые при изучении сознания как сущности, предпола-гали поиск детерминант сознания за его пределами, что часто вело к отказу от поиска его собственных детерминант. Взгляд на сознание как на синтез представляется нам логическим следствием развития Выготским идеи сис-темности: сознание в его концепции выступает как сложно структуриро-ванная система, открытая во внешний мир. Поэтому подобное понимание сознания дает возможность включить в концепцию сознания, например, представления о самосознании.

Страницы: 1 2 3

Больше по теме:

Анализ трудностей, возникающих в процессе создания службы раннего психолого-педагогического сопровождения
Анализ трудностей, поиска решений, возникающих в процессе создания службы сопровождения аномального ребенка, необходим с позиции богатого научного наследия отечественной дефектологии. И вместе с тем применять эти знания в реальности всегд ...

Задачи развития
Младший подростковый возраст — 10—11 лет. В это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Это открывает боль ...

Исторический и культурный аспекты злоупотребления психоактивными веществами
История использования психоактивных веществ начинается с глубокой древности, а история распространения наркоманий и широких масштабов нелегального оборота насчитывает всего несколько десятилетий. Всемирная Организация Здравоохранения опр ...