Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте

Другое о психологии » Агрессивное поведение младших школьников » Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте

Страница 3

Феномен “Я сам” означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослый как бы впервые возникают в мире детской жизни. Детский мир из мира ограниченного предметами превращается в мир взрослых людей.

Как уже было описано выше, ребенок приходит в наш мир взрослых с “проблемным” поведением, с точки зрения взрослых, что обуславливается неразвитостью аффективно эмоционально-волевой сферы, отсюда неумение управлять своими эмоциями.

С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, а с другой - слабая саморегуляция. И от нас взрослых, особенно родителей, требуется быть еще более внимательными и сочувствующими ребенку в этот период времени, т.е. отнестись к нему с пониманием.

Но, как отмечает Б.Спок [31, с.21], именно в этот период детства родители “консолидируются” и все вместе начинают подавлять “самоутверждение ребенка”. И, конечно, родители для этого используют любые средства.

Как отмечает К.Бютнер [6, 135], от детей требуют соответствия родительским представлениям о поведении. А эти представления подразумевают полную “покорность» (Винникотт Д.В.) Но, несмотря на то, что преобладают негативные отношения со взрослыми, дети, все-таки, постоянно стремятся к установлению и сохранению положительных взаимоотношений с ними. И, если эти взаимоотношения не удовлетворяют ребенка, у него возникают глубокие аффективные переживания, которые ведут либо к значительному снижению активности в общении со сверстниками, либо к агрессивности по отношению к ним (Головко О.А., Котирло В.К.) В этом случае мы говорим о непонимании родителями своего ребенка, его трудного периода. И это непонимание выражается применением физической силы и грубости по отношению к “своему милому беби”. А ведь ему и так не сладко! (Р.Кэмпбелл [15, с.84]).

Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребенком и друг с другом из-за его воспитания (Мид М. “Развитие ребенка”). А в этом случае, при воспитании детей в атмосфере постоянных скандалов, драк, недоразумений в семье у ребенка культивируется и усиливается неумение сдерживать непосредственные эмоциональные реакции, возбудимость, конфликтность [21, с. 78].

Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят ее на свое ближайшее окружение - сверстников. И, хочется повториться, что именно в младшем дошкольном возрасте перед детьми “взрослые выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире” (Д.Б.Эльконин). И, конечно же, в этом возрасте в первую очередь такими образцами являются родители [33, с.20].

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:

1. Врожденным побуждениям и задаткам;

2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

3. Познавательным и эмоциональным процессам;

4. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Рассмотрим наиболее известные теоретические подходы.

I. Теория влечения (психоаналитический подход).

Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный(либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни ( эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Больше по теме:

Характеристика личности группового тренера
Cуществуют точки зрения, согласно которым успех работы тренинговой группы определяется прежде всего системой применяемых психотехник. Иными словами, превалирующая роль отводится психологическому и психотерапевтическому инструментарию, при ...

Разработанность.
Проблеме агрессивного поведения личности посвящено большое количество работ, как в отечественной, так и зарубежной психологии Г.М. Андреева; Т.В. Драгунова., В.И. Жельвис, Ф.С. Сафуанов., Л.М. Семенюк, Антонян Ю.М., Бережкова Е.И., Горько ...

Два подхода к исследованию темперамента
В изучении темперамента выявились два подхода к его исследованию — структурный и типологический. Представители структурного подхода описывают темперамент через набор признаков, характерологических черт личности. При этом мнения различных ...