Предлагаемая коррекционная программа агрессивного поведения детей дошкольного возраста имеет в основе разработки Чистяковой М.И., Овчаровой Р.В., Хухлаевой О.В. Программа состоит из 3-х этапов, каждый из которых состоит из 3-х занятий.
Этап I. Эмоционально-ориентировочный.
Для того, чтобы научить детей адекватным формам поведения в конфликтных ситуациях, для начала необходимо сформировать у них умение распознавать эмоции в себе и в других и научиться управлять ими. Для того чтобы дети осознавали свои эмоциональные состояния (гнев, обиду, печаль, радость и т.д.), нужно не только научить их видеть, называть, сравнивать эмоции в себе и в других, но и понимать причину их появления. Переживание эмоций является первой ступенью, ведущей к рефлексии.
Этап II. Поведенческий.
Задачами, которые решаются на этом этапе, являются следующие: снятие эмоционального напряжения; возможность в приемлемой форме отреагировать агрессивные реакции; дать возможность сравнить отрицательные и положительные черты поведения.
Этап III. Обучение конструктивному решению конфликтов.
Заключительный этап включает в себя: развитие навыков конструктивного поведения; развитие наблюдательности; внутренней свободы; способности к самовыражению приемлемыми способами; возможности посмотреть на себя со стороны.
Программа предусматривает групповые занятия на 5-10 человек 1-2 раза в неделю.
Этап I. Эмоционально-ориентировочный.
Занятие 1. Наши чувства.
Цели: создать в группе эмоционально благоприятный фон, познакомить детей с разными чувствами и состояниями; учить изображать и распознавать эмоцию радость.
Ход занятия.
Знакомство – приветствие.
Все встают в круг. Ребята приветствуют ведущего и друг друга, называя свои имена, перекидывая друг другу мячик. Можно использовать любые короткие пожелания в адрес каждого участника или всего круга. Здесь же ведущий объявляет цели и задачи занятия.
Часть 1.
Упражнение «Импульс».
Дети сидят в кругу, взявшись за руки. Ведущий посылает сигнал – сжимает руку сидящему рядом, тот в свою очередь передает сигнал следующему. Таким образом сигнал начинает бегать по кругу.
Часть 2.
Работа с пиктограммами (радость, огорчение, гнев, страх, удивление, стыд).
Ведущий задает детям вопросы:
Какие взрослые тебе больше всего нравятся?
Каким чаще всего бываешь ты?
Каким чаще всего бывает твой друг?
Какая чаще воспитательница?
Далее каждый ребенок дорисовывает к каждой пиктограмме туловище, раскрашивает одежду тем цветом, который, по его мнению, подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.
Часть 3.
Упражнение «Гномы».
Детям показывают гномов – грустного, радостного, спокойного, сердитого, испуганного, удивленного, злого – и предлагают соотнести цвет с данными образами. При обсуждении ведущий обращает внимание на то, почему ребенок выбрал именно этот цвет.
Часть 4.
Игра «Снег».
Дети получают по листу белой бумаги, из которой они в течение 3 минут делают «снег». Затем играющие по очереди подбрасывают вверх свои «снежинки», стараясь «засыпать» ими как можно больше окружающих. По окончании ведущий подводит итог: дети испытали радость и подтверждение тому – их веселые улыбки и лица.
Упражнение «Зеркало».
Больше по теме:
Оригами – относительно новое направление в арт-терапии
Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами
.
Традиционное японское искусство оригами- конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складыв ...
Понятие об аддикции
Аддиктивное поведение (addiction – склонность) одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной ...
Нравственный компонент.
Реализация агрессии во многом зависит от силы «Сверх-Я». Здесь можно выделить два компонента, регулирующих проявление агрессивности: совесть и чувство вины. Совесть (ограничивающее «Сверх-Я») воздействует на агрессивную мотивацию до совер ...