Исследование взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте

Другое о психологии » Агрессия и способность к прогнозированию в подростковом возрасте » Исследование взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте

Страница 2

Примечания: Н – низкий уровень физической агрессии; Ср – средний уровень; В – высокий уровень физической агрессии. Аналогично мы произвели расчет эмпирических и теоретических частот для остальных показателей агрессивных реакций: косвенной агрессии (Приложение 4), раздражительности (Приложение 5), негативизма (Приложение 6), обиды (Приложение 7), подозрительности (Приложение 8), вербальной агрессии (Приложение 9) и чувства вины (Приложение 10). Далее мы рассчитали c –критерия Пирсона для установления связи способности к прогнозированию и физической агрессии у подростков в соответствии с алгоритмом вычисления, описанным ранее. Результаты всех вычислений представлены в таблице 2.11.

Таблица 2.11.

Сводная таблица расчета c –критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и физической агрессии

f

f

f – f

f –f

f –f /f

3

12,06

-9,06

82,08

6,81

8

9,99

-1,99

3,96

0,4

20

8,96

11,04

121,88

13,6

10

12,06

-2,06

4,24

0,35

17

9,99

7,01

49,14

4,92

4

8,96

-4,96

24,6

2,75

22

10,89

11,11

123,43

11,33

4

9,02

-5,02

25,2

2,79

2

8,09

-6,09

37,09

4,58

сумма

47,53

После всех произведенных по формулам 2.1. и 2.2. расчетов из таблицы 2.11. следует, что полученное эмпирическое значение c критерия Пирсона равно:

c эмп=47,53.

Затем, воспользовавшись формулой 2.3., мы определили число степеней свободы:

n=(3-1)·(3 -1)=4

На последнем этапе, в соответствии с алгоритмом вычисления критерия c , мы сравнили полученное эмпирическое значение c критерия Пирсона с табличным (теоретическим) [54]. Критические значения c при n=4 равны:

9,488 (r £ 0,05)

= 13,277 (r £ 0,01)

Согласно приведенному выше алгоритму, мы рассчитали значения c –критерия Пирсона для всех оставшихся показателей агрессивных реакций (Приложения 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10). Были получены следующие результаты:

значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и косвенной агрессии равен 48,35;

значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и раздражительности равен 0,19;

значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и негативизма равен 5,91;

значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и обиды равен 3,267;

значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и подозрительности равен 3,82;

значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и вербальной агрессии равен 37,55;

значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и чувства вины равен 21,42.

Для наглядного представления полученных значений c критерия Пирсона по всем показателям агрессивных проявлений мы построили "ось значимости".

На изображенной "оси значимости" очень хорошо видно, что полученные после эмпирических вычислений значения c критерия Пирсона для таких показателей, как раздражительность, обида, подозрительность и негативизм меньше критического (табличного) значения. Это позволило нам сделать вывод, что для данных показателей гипотеза не подтвердилась. Это в свою очередь означает, что между способностью к прогнозированию и такими показателями агрессивных реакций, как раздражительность, обида, подозрительность и негативизм связи нет. А эмпирические значения c критерия Пирсона для чувства вины, вербальной агрессии, физической агрессии и косвенной агрессии оказались выше табличных (теоретических) значений. Таким образом, получается что гипотеза подтвердилась на 1% уровне значимости. Из этого можно сделать вывод, что связь между способностью к прогнозированию и чувством вины, вербальной агрессией, физической агрессией и косвенной агрессией существует.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Больше по теме:

Психология внимания
В предисловии к "Хрестоматии по вниманию" ее редакторы А. А. Пузырей и В.Я Романов пишут: "Трудно, по-видимому, найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и дра ...

Шизоидный тип
Название "шизоид" обычно приписывается Kretschmer (1921), хотя впервые было употреблено в 1917 г. Эльмигером (цит. по Т.И. Юдину, 1926), но именно благодаря первому оно стало наиболее распространенным для обозначения этого типа ...

Цели и задачи технологии творчества
Определение учащегося главной действующей фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а пост ...