Примечания: Н – низкий уровень физической агрессии; Ср – средний уровень; В – высокий уровень физической агрессии. Аналогично мы произвели расчет эмпирических и теоретических частот для остальных показателей агрессивных реакций: косвенной агрессии (Приложение 4), раздражительности (Приложение 5), негативизма (Приложение 6), обиды (Приложение 7), подозрительности (Приложение 8), вербальной агрессии (Приложение 9) и чувства вины (Приложение 10). Далее мы рассчитали c –критерия Пирсона для установления связи способности к прогнозированию и физической агрессии у подростков в соответствии с алгоритмом вычисления, описанным ранее. Результаты всех вычислений представлены в таблице 2.11.
Таблица 2.11.
Сводная таблица расчета c –критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и физической агрессии
|  
 f  |   
 f  |   
 f – f  |   
 f –f  |   
 f –f /f  |  
|  
 3  |   
 12,06  |   
 -9,06  |   
 82,08  |   
 6,81  |  
|  
 8  |   
 9,99  |   
 -1,99  |   
 3,96  |   
 0,4  |  
|  
 20  |   
 8,96  |   
 11,04  |   
 121,88  |   
 13,6  |  
|  
 10  |   
 12,06  |   
 -2,06  |   
 4,24  |   
 0,35  |  
|  
 17  |   
 9,99  |   
 7,01  |   
 49,14  |   
 4,92  |  
|  
 4  |   
 8,96  |   
 -4,96  |   
 24,6  |   
 2,75  |  
|  
 22  |   
 10,89  |   
 11,11  |   
 123,43  |   
 11,33  |  
|  
 4  |   
 9,02  |   
 -5,02  |   
 25,2  |   
 2,79  |  
|  
 2  |   
 8,09  |   
 -6,09  |   
 37,09  |   
 4,58  |  
|  
 сумма  |   
 47,53  |  |||
После всех произведенных по формулам 2.1. и 2.2. расчетов из таблицы 2.11. следует, что полученное эмпирическое значение c критерия Пирсона равно:
c эмп=47,53.
Затем, воспользовавшись формулой 2.3., мы определили число степеней свободы:
n=(3-1)·(3 -1)=4
На последнем этапе, в соответствии с алгоритмом вычисления критерия c , мы сравнили полученное эмпирическое значение c критерия Пирсона с табличным (теоретическим) [54]. Критические значения c при n=4 равны:
9,488 (r £ 0,05)
= 13,277 (r £ 0,01)
Согласно приведенному выше алгоритму, мы рассчитали значения c –критерия Пирсона для всех оставшихся показателей агрессивных реакций (Приложения 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10). Были получены следующие результаты:
значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и косвенной агрессии равен 48,35;
значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и раздражительности равен 0,19;
значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и негативизма равен 5,91;
значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и обиды равен 3,267;
значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и подозрительности равен 3,82;
значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и вербальной агрессии равен 37,55;
значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и чувства вины равен 21,42.
Для наглядного представления полученных значений c критерия Пирсона по всем показателям агрессивных проявлений мы построили "ось значимости".
 
На изображенной "оси значимости" очень хорошо видно, что полученные после эмпирических вычислений значения c критерия Пирсона для таких показателей, как раздражительность, обида, подозрительность и негативизм меньше критического (табличного) значения. Это позволило нам сделать вывод, что для данных показателей гипотеза не подтвердилась. Это в свою очередь означает, что между способностью к прогнозированию и такими показателями агрессивных реакций, как раздражительность, обида, подозрительность и негативизм связи нет. А эмпирические значения c критерия Пирсона для чувства вины, вербальной агрессии, физической агрессии и косвенной агрессии оказались выше табличных (теоретических) значений. Таким образом, получается что гипотеза подтвердилась на 1% уровне значимости. Из этого можно сделать вывод, что связь между способностью к прогнозированию и чувством вины, вербальной агрессией, физической агрессией и косвенной агрессией существует.
Больше по теме:
Методы
разрешения межличностных конфликтов
	 
Учитывая сложность управления межличностными конфликтами ситуациями на производстве, в каждом конкретном случае методы разрешения конфликтов должны определяться в индивидуальном порядке. Вместе с тем, существуют и общие методологические п ...
	
Основные различия детских снов и взрослых сновидений
	 
Для понимания детских сновидений не требуется анализ и использование техники. Не надо и расспрашивать ребенка, рассказывающего свое сновидение. Достаточно немного дополнить сновидение сведениями из жизни ребенка. Всегда имеется какое-нибу ...
	
Проблема адаптации детей инвалидов в семье
	 
Проблема социальной адаптации детей инвалидов очевидна и актуальна на данном этапе развития нашего общества по нескольким причинам. Именно в последнее время государство сняло покров таинственности с "запретной" темы тяжелого пол ...
	

