Примечания: Н – низкий уровень физической агрессии; Ср – средний уровень; В – высокий уровень физической агрессии. Аналогично мы произвели расчет эмпирических и теоретических частот для остальных показателей агрессивных реакций: косвенной агрессии (Приложение 4), раздражительности (Приложение 5), негативизма (Приложение 6), обиды (Приложение 7), подозрительности (Приложение 8), вербальной агрессии (Приложение 9) и чувства вины (Приложение 10). Далее мы рассчитали c –критерия Пирсона для установления связи способности к прогнозированию и физической агрессии у подростков в соответствии с алгоритмом вычисления, описанным ранее. Результаты всех вычислений представлены в таблице 2.11.
Таблица 2.11.
Сводная таблица расчета c –критерия Пирсона для показателей способности к прогнозированию и физической агрессии
f |
f |
f – f |
f –f |
f –f /f |
3 |
12,06 |
-9,06 |
82,08 |
6,81 |
8 |
9,99 |
-1,99 |
3,96 |
0,4 |
20 |
8,96 |
11,04 |
121,88 |
13,6 |
10 |
12,06 |
-2,06 |
4,24 |
0,35 |
17 |
9,99 |
7,01 |
49,14 |
4,92 |
4 |
8,96 |
-4,96 |
24,6 |
2,75 |
22 |
10,89 |
11,11 |
123,43 |
11,33 |
4 |
9,02 |
-5,02 |
25,2 |
2,79 |
2 |
8,09 |
-6,09 |
37,09 |
4,58 |
сумма |
47,53 |
После всех произведенных по формулам 2.1. и 2.2. расчетов из таблицы 2.11. следует, что полученное эмпирическое значение c критерия Пирсона равно:
c эмп=47,53.
Затем, воспользовавшись формулой 2.3., мы определили число степеней свободы:
n=(3-1)·(3 -1)=4
На последнем этапе, в соответствии с алгоритмом вычисления критерия c , мы сравнили полученное эмпирическое значение c критерия Пирсона с табличным (теоретическим) [54]. Критические значения c при n=4 равны:
9,488 (r £ 0,05)
= 13,277 (r £ 0,01)
Согласно приведенному выше алгоритму, мы рассчитали значения c –критерия Пирсона для всех оставшихся показателей агрессивных реакций (Приложения 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10). Были получены следующие результаты:
значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и косвенной агрессии равен 48,35;
значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и раздражительности равен 0,19;
значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и негативизма равен 5,91;
значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и обиды равен 3,267;
значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и подозрительности равен 3,82;
значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и вербальной агрессии равен 37,55;
значение c –критерия Пирсона при определении взаимосвязи способности к прогнозированию и чувства вины равен 21,42.
Для наглядного представления полученных значений c критерия Пирсона по всем показателям агрессивных проявлений мы построили "ось значимости".
На изображенной "оси значимости" очень хорошо видно, что полученные после эмпирических вычислений значения c критерия Пирсона для таких показателей, как раздражительность, обида, подозрительность и негативизм меньше критического (табличного) значения. Это позволило нам сделать вывод, что для данных показателей гипотеза не подтвердилась. Это в свою очередь означает, что между способностью к прогнозированию и такими показателями агрессивных реакций, как раздражительность, обида, подозрительность и негативизм связи нет. А эмпирические значения c критерия Пирсона для чувства вины, вербальной агрессии, физической агрессии и косвенной агрессии оказались выше табличных (теоретических) значений. Таким образом, получается что гипотеза подтвердилась на 1% уровне значимости. Из этого можно сделать вывод, что связь между способностью к прогнозированию и чувством вины, вербальной агрессией, физической агрессией и косвенной агрессией существует.
Больше по теме:
Коммуникация как социально-психологический феномен
Коммуникация
(от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – 1) Путь сообщения, линия связи. 2) Сообщение, общение [21, 287].
Под коммуникацией понимаются процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальн ...
Личность как социо - культурная реальность
В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А. Н. Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: "Личность не = индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в ...
Различные подходы к
пониманию материнства
В этологии для структурирования поведения индивида используется функциональный подход [46;56]. Выделяются функциональные сферы поведения, представляющие собой совокупность всех форм активности, направленные на реализацию определенной функ ...