Одна из форм работы с детьми по развитию эстетического вкуса - это посещение спектаклей Драматического театра, Театра оперы и балета, Театра для детей и юношества и других. Для многих детей это впервые. Вот как сами ребята отзываются об увиденном: "Мне кажется, что театр помогает увидеть в себе нечто возвышенное, красивое", Танзеля К. (13 лет); "Театр делает жизнь более приятной" - Ваня З. (11 лет); "Я впервые увидела столько красивых и счастливых людей" - Оля М. (12 лет); "Театр - толчок художественного развития души" - Лариса Н. (14 лет).
Посещение цирка, выставок, концертов расширяет кругозор воспитанников, их круг общения, учит ребят культуре поведения, помогает проблемным детям адаптироваться в коллективе. И, если в первые дни предложение посетить картинную галерею или театр подчас вызывает у детей отрицательную реакцию, то к концу пребывания ребята высказывают желание встретиться с прекрасным.
Организуются экскурсии в зоопарк, аквариум, так как общение с животными способствует раскрытию лучших душевных качеств ребенка.
Следующим этапом в процессе социальной адаптации путем эстетического воспитания является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности. Ребенок, начав ощущать себя личностью, включается в креативный процесс через участие в конкурсно-игровых и познавательных программах, проводимых в Центре. Для снятия "социальной робости" (ощущения изоляции, отверженности) наиболее эффективной формой является игра. Главная задача игры - создание новой безопасной обстановки группового взаимодействия с учетом интересов каждого ребенка. Именно поэтому первым коллективным мероприятием становится программа "Разрешите с Вами познакомиться", к участию в которой привлекаются все дети, при этом они выполняют роли и участника и зрителя. Тем самым снимается напряжение, ребенок, несмотря на физический недостаток, ощущает себя необходимым в коллективе.
Для преодоления комплекса неполноценности и ощущения своей значимости детям предлагается принять активное участие в подготовке музыкальной шоу-программы "Парад песен". Это мероприятие для Центра стало традиционным. Перед детьми ставятся конкретные задачи: участвовать в программе должен каждый; песню ребята выбирают сами, учитывая желания каждого; костюмы шьются и готовятся самими детьми.
Участвуя в "Параде песен", ребенок раскрывает свой внутренний мир, ведь известно, что костюм и образ, выбранный исполнителем отражает взгляд человека на себя. Так, например, замкнутый малообщительный Эльдар З., прекрасно справился с ролью самоуверенного и напористого деревенского ухажера. После этого повысился статус данного ребенка в коллективе.
Заключительное мероприятие каждого заезда - театрализованная программа "Джентельмен-шоу". Исполняя драматические роли джентельменов, мальчики раскрывали особенности своего характера. Участие в "Джентельмен-шоу" показало, что к концу заезда дети научились достигать поставленной цели путем коллективной деятельности.
На наш взгляд в таких игровых программах, ролевых играх, давая ребенку определенную роль, не свойственную ему в жизни, специалисты корректируют самооценку воспитанника, дают возможность раскрыть ему свой творческий потенциал.
В заключении хотелось бы сделать следующий вывод. Эстетическое воспитание и культурно-досуговая деятельность являются важной составной частью социальной адаптации ребенка - инвалида и:
- дают возможность ребенку войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;
- включиться в творческую деятельность, обнаружить и развивать свои способности;
- расширить кругозор и обогатить свой нравственный опыт;
- проявлять инициативу и учиться культуре поведения в обществе;
- в конечном счете почувствовать себя необходимым членом общества и, тем самым, вступить на путь независимой жизни.
12. Организация заседаний медико-психолого-педагогического консилиума, который обеспечивает комплексное решение проблемы социальной и профессиональной адаптации ребенка - инвалида с учетом его индивидуальных особенностей и способностей.
Больше по теме:
Развитие ответственности
Ответственность и дисциплина в школе идут бок о бок и становятся двумя важнейшими факторами, от которых зависит успешная адаптация. Ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, поскольку она определяет не только адаптацию ребенка в пер ...
Подход, в центре которого помещается пациент
С точки зрения обучения подход, акцентирующий роль пациента, должен помочь практиканту взглянуть на мир с субъективной точки зрения пациента. Например, супервизор мог бы вместе с практикантом приступить к рассмотрению подробного описания ...
Пограничные психические состояния
Характеристика функционального состояния явлется не единственным признаком, по которому осуществляется классификация состояний человеческого организма и психики.
Психические состояния, смежные между нормой и патологией, называются погран ...