Осознать, что происходит с собственной личностью и почему, анализировать свое состояние;
Сопереживать окружающим и понимать их, осознавать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилитации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);
Принимать от окружающих и оказывать им психологическую и социальную поддержку.
6. Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению ПАВ:
- принятие решения и преодоление жизненных проблем;
- восприятие, использование и оказание психологической и социальной поддержки;
- оценка социальной ситуации и принятие ответственности за собственное поведение в ней;
- Отставание своих границ и защита своего персонального пространства;
-защита своего "Я", самоподдержка и взаимоподдержка;
- избегание ситуаций, связанных с употреблением ПАВ и с другими формам саморазрушающего поведения;
- развитие умений использовать альтернативные ПАВ способы получения радости и удовольствия;
- развитие умений бесконфликтно и эффективно общаться.
Программа предполагает работу с детьми и подростками старшего и среднего возраста. (31; 44)
Можно выделить следующие разделы программы:
1. Информационный.
2. Когнитивного развития.
3. Развития личностных ресурсов.
4. Развитие личностных ресурсов.
5. Развития стратегий высокофункционального поведения.
Исходя из разделов, выделяются следующие направления работы:
Подготовка специалистов из числа школьных психологов, социальных педагогов и учителей для работы с детьми группы риска, склонными к употреблению наркотиков;
Профилактическая работа со всеми детьми и подростками с приоритетной ориентацией на детей группы риска;
Работа с родителями детей, склонных к употреблению или употребляющих ПАВ.
Мы выделим следующие методы работы, которые могут быть использованы в ходе профилактики:
1.Групповая работа.
2. Тренинг поведения.
3. Когнитивная модификация и терапия.
4. Личностный тренинг.
5. Дискуссии.
6. Мозговые штурмы.
7. Беседы.
8. Лекции.
9. Ролевые игры.
10. Психогимнастика.
11. Психодрамма.
12. Элементы индивидуальной и групповой психотерапии.
13. "Круглые столы".
14. Совещания.
15. Супервизия.
16. Проведение методических занятий с супервизорами.
Предполагаемыми результатами могут стать следующие:
- уменьшение факторов риска употребления ПАВ в молодежной среде.
- формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективны поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков.
- развитие комплексного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ. (31; 45)
Таким образом, антинаркотическую профилактическую работу в образовательном учреждении целесообразно строить на основе программ, идеей которых, должна стать идея формирования рефлексивной позиции молодого человека по созданию поля самореализации его как личности и индивидуальности в процессе различных форм занятий.
Эта деятельность должна способствовать реализации накапливающихся у детей и подростков фрустрированных потребностей и обеспечивать сброс энергии неотреагированных отрицательных эмоций.
Мы выделяем следующие ключевые проблемы первичной профилактики употребления психоактивных веществ детьми и подростками в образовательной среде (12; 5)
Первая проблема - как и с какого возраста формировать у детей активную психологическую защиту, противодействие к первой пробе и приему наркотиков, к стилю жизни, связанному с наркотизацией?
Вторая проблема - как и каким образом педагогам, воспитателям, социальным работникам, родителям безошибочно и точно определять, что ребенок начал употреблять наркотические средства, и какую наиболее оптимальную тактику применять по отношению к такому ребенку?
Больше по теме:
Недостаток менеджмента и администрирования в деятельности
служб ранней помощи
Достаточно часто руководитель вновь созданной службы, имея базовое педагогическое образование, продолжает позиционировать себя специалистом, не становясь менеджером, ориентированным на развитие и продвижение службы, на оптимизацию внутрен ...
Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов
Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов — неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Характерные признаки: хронические опоздания школу, на уроки; длительное приготовление домашних заданий; астеническ ...
Подростковый кризис
Особенность подросткового возраста – это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данно ...