Иначе говоря, непроизвольное запоминание в этих условиях оказалось более эффективным, чем произвольное запоминание. Следовательно, если материал включен в целевое содержание данного действия, он может непроизвольно запомниться лучше, чем если бы субъект ставил цель его специально запомнить.
Эффективность запоминания зависит от установок субъекта. Плохую услугу оказывает студентам установка запомнить материал, чтобы ответить на семинаре; после окончания семинарского занятия материал быстро забывается. Иное дело - понимание значимости материала для будущего, для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше.
Лучше запоминается эмоционально окрашенный материал, так как он связан с мотивами, интересами субъекта, становится жизненно значимым. При этом в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других - неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо для субъекта, что нашло наибольший резонанс в иерархии его мотивов. Существенное влияние на запоминание оказывает также и общее состояние человека: его настроение, жизненный тонус, усталость и т.п.
Выделены четыре мнемических действия:
1) ориентировка в материале, связанная с отношением элементов запоминаемого материала к опыту субъекта;
2) группировка материала на основе установленных свойств отдельных
элементов;
3) установление внутригрупповых отношений между элементами материала, подлежащего запоминанию;
4) установление межгрупповых отношений (связей).
При этом под мнемическим действием понимается "действие, которое выполняется не для того, чтобы запомнить, закрепить, а для того, чтобы воспроизвести"; данное положение основано на утверждении, что "центральной функцией произвольного запоминания является не закрепление и упрочение следа воздействия, а построение образа объекта, регулирующего воспроизведение, определяемого предстоящим использованием, будущим".
Воспроизведение - процесс памяти, заключающийся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавания, или воспроизведения при опоре на восприятие; собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации сохраненного в памяти материала; припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия.
Воспроизведение, так же как и запоминание, связано с мыслительными действиями. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. "В самом существе воспроизведения, - писал С. Л. Рубинштейн, - заложена реконструкция воспроизводимого - в результате мыслительной его переработки - как существенный аспект воспроизведения". В воспроизведении смыслового содержания преобразование, реконструкция приобретают особое значение. В реконструкции обнаруживается невозможность трактовки процесса воспроизведения только как процесса воспоминания, в его отделенности от процессов мышления, речи, установок субъекта. Человек по сути никогда не воспроизводит содержание памяти в той форме, в какой оно запомнилось.
Больше по теме:
Актуальность
проведения профотбора на «КВЕСТ»
Сервисный центр ООО «КВЕСТ» обеспечивает необходимым техническим обслуживанием клиентов г.Новосибирска и п.Краснообска. Наличие запасных частей и повышение квалификации персонала сервисного центра позволяет поддерживать постоянно высокий ...
Бессознательное проявление в психике и поведении человека
Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания. Термины “бессознательное”, “подсознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художестве ...
Лечение алкоголизма
Строго говоря, алкоголизм не лечится. Все виды лечения сводятся к тому, чтобы помочь человеку полностью бросить пить. Но большинство алкоголиков не хотят бросать пить, а хотят стать умеренно пьющими, что невозможно.
Стационарное лечение ...