Сохранение и забывание представляют собой две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации.
Сохранение - не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий переработку материала. Психологи отмечают, что процесс реконструкции материала в памяти имеет свою динамику. В некоторых случаях отсроченное воспроизведение может оказаться более полным и совершенным, чем более раннее. Такое явление в памяти получило название реминисценции. Реминисценция связана с внутренней работой по осмыслению материала, его реконструкции, овладению им.
Реконструкция содержания памяти, динамика процессов сохранения и забывания всегда задается предстоящими целями, связана с ориентацией на будущее. Забывается то, что не входит в целостную систему целеполагания субъекта, что перестает быть для него существенным и значимым. Сохраняется и помнится все то, что лежит в системе сознательно организованной, спланированной жизни. Из прошлого в будущее переносится и сохраняется то, что служит условием постановки новых жизненных целей субъекта.
Выделяется на три существенные особенности, отличающие мнемическую переработку материала индивидуального опыта в процессе его сохранения от его мыслительной обработки.
1. Память - это непрерывный, никогда не прекращающийся процесс "самоорганизации" индивидуального опыта человека.
2. Память - это бессознательный процесс, не поддающийся самонаблюдению непосредственно и открывающийся субъекту только через свои "продукты". Управлять процессами памяти можно только с помощью произвольных мыслительных действий.
3. В отличие от мышления память соответствует не целевым установкам деятельности, а смысловым отношениям опыта, смысловым образованиям человека, его жизненным ценностям.
Память в отличие от других познавательных процессов имеет своим предметом не связи и отношения самих объективных вещей, а отношение субъективных представлений о вещах к сложившейся картине индивидуального опыта. Память не добывает нового знания о вещах, а лишь организует и реконструирует уже добытое. Если она конструирует новое знание, то не посредством взаимодействия с самими вещами, а из реорганизации отвечающих им представлений.
Область действительного творчества памяти - это не познавательная сфера, а сфера формирования личности. При этом память не создает личность своими средствами. Основа формирования человека - индивидуальный опыт. Однако, если бы продукты этого опыта сохранялись в человеке в таком же "элементном" и разобщенном виде, в каком они ему первично даны, они никак не могли бы в нем структурироваться. Объединяя эти элементы в некоторую субъективную целостность, память осуществляет своеобразное психологическое творение личности.
С этих позиций центральная функция памяти - приведение к единству, связывание в целое внутреннего опыта субъекта. Именно за счет непрерывной и одновременной работы со всей совокупной картиной индивидуального опыта "широта памяти" противостоит "узости сознания", в которой выражается "целевая" локализация всех других познавательных процессов.
Больше по теме:
Этапы научной биографии
Жан Пиаже принадлежал к тем редким ученым, кому еще в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральнуюпроблему и наметить основной путь ее решения, кому время и необычайная работоспособность дали возможность построить т ...
Исследование взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии в
подростковом возрасте
Далее мы попытались ответить на вопрос, соответствующий гипотезе исследования: существует ли связь между способностью к прогнозированию и агрессией у подростков, и доказать это при помощи методов математической статистики.
Для подтвержде ...
Критерии и показатели формирования творческих
элементов у младших школьников
Чтобы диагностировать и систематически формировать творческую личность в процессе обучения математике, необходимо знать ее особенности, творческие черты ее характера. Ученые – исследователи выделяют такие основные особенности творческой л ...