А теперь я попрошу вас вспомнить, что вы видели сегодня по дороге в школу.
Получилось? ( Ребята рассказывают)
И все, что сейчас вы рассказали, вы не пытались специально запомнить. Запомнилось все само собой, просто так, безо всяких усилий, то есть непроизвольно. Память такая называется непроизвольной.
Но человек может и разумно управлять своей памятью. Вам нужно выучить стихотворение. Такое запоминание будет называться произвольным.
Произвольное запоминание - это такое запоминание, когда человек специально ставит перед собой цель что-то выучить, запомнить.
Когда человек рождается, он еще не умеет управлять своей памятью. Постепенно вместе с непроизвольным у человека появляется и произвольное запоминание.
Ваша произвольная память стала особенно быстро развиваться, когда вы пошли в школу, потому, что при обучении в школе нельзя полностью полагаться на случайное непроизвольное запоминание. Поэтому приходится ставить перед собой специальные цели и задачи запомнить то, что ты изучаешь. Тогда запоминание превращается в особую деятельность - заучивание. При этом можно использовать специальные приемы и средства заучивания. Об этом мы еще будем говорить.
А сейчас подумайте:
1) Зачем человеку нужна память?
2) Чем память помогает человеку и чем мешает?
3)Чем отличается произвольное запоминание от непроизвольного?
А хотите проверить свою произвольную память? Тогда поиграем.
Перед вами игра - запоминалка. Напечатана она в журнале "Миша".-1995.-№ 7.-С.10 (Проводится игра)
А вот игра - воображалка. Напечатана она в журнале "Миша".-1995.-№ 8.-С.27. (Проводится игра)
Теперь, читая журналы, обращайте внимание на такие игры. Играть в них и интересно, и полезно.
В журнале "А почему".-1995.-№ 8.-С.28-29 под рубрикой "Совершенствуй себя" помещена статья "Узелки на память". И здесь предлагаются еще две игры. Одна из них с необычным названием "Бабушка укладывала чемодан". (Проводится игра)
А сейчас, пожалуйста, будьте все серьезными и очень внимательными. Я вас хочу познакомить с удобными способами запоминания.
1) Прием рифмы
.
Известно, что любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу. Чтобы лучше запомнить, можно придумать рифму или простую фразу.
Например, в русском языке есть такое правило: после буквы Ц всегда пишется И, а не буква Ы. Кроме слов - исключений "Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц".
Легко запоминается, верно?
Еще один пример. Часто людям бывает сложно запомнить все цвета радуги. Поэтому была придумана такая считалка: "Каждый охотник желает знать где сидит фазан".
Каждый - красный
охотник - оранжевый
желает - желтый
знать - зеленый
где - голубой
сидит - синий
фазан - фиолетовый.
2) Прием парных ассоциаций
.
Важную информацию человек как бы связывает с тем, что всегда хорошо помнит.
Например, очень часто в качестве шифра для замка сейфа или камеры хранения человек выбирает год своего рождения.
Больше по теме:
Аналитическая работа по тексту Л.С. Выготского "Проблема возраста"
В работах Л.С. Выготского рассматривается проблема сознания в аспекте исторического, а также онтогенетического развития (понимавшегося им как качественное изменение психики) с учетом влияния социальных условий жизни и речевого общения меж ...
Функции восприятия
1. Реализма. Статическое восприятие реальности. То есть, вся окружающая реальная действительность воспринимается индивидом в виде ощущений его органами чувств: осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Окружающая его действительность воспр ...
Жизнь и деятельность Ч. Ломброзо
В общественном сознании криминальная антропология довольно прочно ассоциируется с именем Чезаре Ломброзо (1836—1909). Слава этого ученого вполне заслуженна — его научные выводы основываются на изучении 383 черепов умерших, 3839 черепов жи ...