Библиотечный урок "Алфавитный каталог"
Урок является частью программы дополнительного образования "Основы информационной культуры" и предназначен для учащихся 5-го класса.
Цель урока:
развитие у детей навыка пользования карточным алфавитным каталогом и, на этой основе, развитие коммуникативных и креативных способностей юного читателя.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Познакомить детей с историей каталогов.
2. Убедить в необходимости умения пользоваться карточным алфавитным каталогом.
3. Обучить детей рациональным способам работы с каталогом.
4. С помощью практического занятия убедиться, усвоен ли материал.
5. Подготовить почву для следующего урока, посвященного работе с электронным алфавитным каталогом.
План урока:
1. Представление библиотекаря.
2. Отличие библиотечного урока от обычного. Зачем нужны библиотечные уроки?
3. Необходимость умения пользоваться карточным алфавитным каталогом.
4. Из истории каталогов.
5. Что можно узнать из каталожной карточки?
6. Рациональные способы работы с алфавитным каталогом.
7. Практическое занятие.
Здравствуйте, ребята! (Представление библиотекаря).
Сегодня вы пришли на абонемент 5-9 классов на библиотечный урок. Такой урок, с одной стороны, похож на привычные для вас школьные занятия, когда учитель сначала объясняет вам материал, а затем проверяет, хорошо ли вы его поняли. Вы не просто выслушаете меня, но и попытаетесь на практике применить полученные знания - выполните практическое задание.
С другой стороны, библиотечный урок, конечно, отличается от обычного - тем, что проводится библиотекарем, и дает такие знания, которые будут вам полезны именно как читателям детской библиотеки. Библиотечные уроки
бывают разные, рассчитаны на ребят разного возраста. Совсем маленьких наших читателей на их первом библиотечном уроке знакомят с библиотекой, показывают, где и что находится, в каком отделе книги выдаются на дом, где можно отыскать самые свежие журналы, и где можно познакомиться с электронной энциклопедией. Ребят постарше, таких, как вы, обучают пользованию алфавитным каталогом. Шестиклассников приглашают в читальный зал для знакомства со справочными изданиями, энциклопедиями, а старшеклассников ждет более сложный, но очень полезный урок - они узнают, что такое систематический каталог, и учатся им пользоваться.
Для чего проводятся все эти уроки, как вы думаете? (Ребята отвечают). Ну, конечно, для того, чтобы любой ребенок - читатель детской библиотеки чувствовал себя здесь уверенно, знал, что и для чего в библиотеке предназначено, и как это можно использовать. Сегодняшний урок посвящен знакомству с алфавитным каталогом
. Вы узнаете, что вот эти маленькие ящички стоят здесь специально для вас, для вашей пользы и удобства, что вы имеете право в любое время подойти к ним и поискать то, что вас интересует, а как это сделать, вы сегодня научитесь.
Умение пользоваться каталогом пригодится вам и после школы, особенно тем из вас, кто настроен продолжать учебу в высшем учебном заведении. Вы поедете в большие города и познакомитесь с типом библиотеки, которую не миновал еще ни один студент - с Публичной библиотекой. А в Публичной библиотеке вы обязательно попадете в огромный зал каталогов, весь уставленный ящиками, подобными этому. Размеры этого зала устрашают, и без навыка пользования каталогом вы безнадежно заплутаете, потеряете уйму времени и, возможно, уйдете ни с чем. Читатели Публичных библиотек предоставлены самим себе, предполагается, что они уже всему обучены, и никто не будет искать в каталоге нужный вам материал, потому что поток читателей слишком велик. Библиотекари принимают требование на книгу, заполненное вами, с найденным вами адресом, и если вы указали адрес неверно, книгу просто не найдут. Поэтому, обучаясь теперь, вы работаете на свое будущее.
Больше по теме:
Человек как субъект деятельности
Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека упр ...
Психологическое заключение по результатам диагностического обследования
Диагноз: Дочь хочет большей самостоятельности. Мать этому мешает
Подойти к обсуждению этого вопроса обычно несложно, поскольку за время беседы набирается довольно много высказываний типа “Без меня он ничего не сделает” или “Она этого не ...
Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов
Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов — неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Характерные признаки: хронические опоздания школу, на уроки; длительное приготовление домашних заданий; астеническ ...