Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И ребенок узнает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Особая роль сказки отводится тому, чтобы научить детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, овладеть умением выражать свои мысли вслух, отстаивать свою точку зрения, находить и анализировать положительные поступки.
Чтобы ребенок мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций, учить владеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей.
По мнению М.И. Новиковой, сказка с элементами музыкотерапии, куклотерапии, театрализованной игры - наиболее эффективный способ социально-личностного становления, [11,29].
Психологи, педагоги, психотерапевты все больше используют рассказ - сказку, притчу, миф - в своей работе. Именно контекст профессионального использования метода придает ему окончательный смысл и определяет результат. В одном случае мы имеем дело с действительно мощным воздействием, в другом - просто одной из многих техник, а в третьем терапевтическая метафора и сказка останутся симпатичными украшениями, что также неплохо и немало.
Таким образом, метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил только около десяти лет назад. Метод работы со сказкой является сегодня одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных в работе с детьми.
Использование сказки в коррекционно-воспитательном процессе пробуждает у детей любовь к чтению и интерес к книге, развивая чувство родного языка, обогащая активный и пассивный словарь учащихся, обучая детей навыкам анализа художественного произведения, развивая воображение и эстетические задатки.
Больше по теме:
Схема «Стимул-реакция»
Научный материал бихевиоризма, который имел в своем распоряжении Уотсон, касался условных и безусловных рефлексов. Бихевиоризм предложил в качестве единицы анализа поведения и движения схему «стимул — реакция», где в «моторные акты» привн ...
Эволюция идей Ч.Ломброзо
Взгляды Ломброзо, изложенные в первом издании "Преступного человека", отличались определенной односторонностью, что вполне понятно, если учесть его необычайную увлеченность антропологическими идеями, граничащую с экстатическим с ...
Опыт работы школьных библиотек по формированию информационной культуры
В современный период происходит становление информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в меняющемся обществе зависит от способност ...