К особенностям сказочного жанра, который способствует эффективной коррекционно-воспитательной работе относятся:
1. Отсутствие дидактизма, прямых назиданий и нравоучений.
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
2. Неопределенность места действия и главного героя. Отсутствие четких персонификаций.
Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно, если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем.
3. Сказка-кладезь мудрости.
На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
4. Сказке свойственно четкое разделение добра и зла.
Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
5. Ореол тайны и волшебства, [14, 42].
Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Таким образом, под сказкой следует понимать расширение поля сознания и поведения ребенка под воздействием сказочного жанра и влияние на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу.
При работе со сказкой с детьми необходимо принимать во внимание:
- занятия не должны быть длинными и перегруженными;
- с повышенным вниманием необходимо относиться к выбору героев и сюжетов, стараясь избежать стрессорных факторов.
- лучше избегать и таких персонажей, как злая мачеха и уж тем более родители, бросающие своих детей в лесу (что часто встречается в сказках братьев Гримм);
- опыт показывает, что меньше всего страхов вызывают у детей бытовые сказки о животных. Хотя, конечно, волшебные гораздо интересней;
- крайне осторожно следует отнестись и к теме ночи. Естественно, это время суток часто упоминается в волшебных сказках. А действие многих и разворачивается именно ночью, поскольку ночная атмосфера придаёт сказке таинственность. Так что совсем обойти данный момент нельзя, но педалировать его ни в коем случае не следует. Целесообразно придумать и продекламировать какой-нибудь простенький стишок, с помощью которого герой (а с ним и дети) прогнал бы страх.
Исходя из многочисленных наблюдений и их анализа, были выработаны основные этапы работы над сказкой:
1. Знакомство с персонажами сказки.
Задача педагога - вместе с детьми выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии очередностью их появления. Здесь важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску, форму, звукоподражание, форму передвижения.
Больше по теме:
Конструктная валидность
и концептуальные репликации
Психологическая гипотеза, эксплицируемая, или выводимая, как следствие из той или иной теоретической концепции, при повторных проверках может несколько видоизменяться, если изменяются средства операционализации входящих в нее переменных. ...
Социально–ориентированный тип личности
Дети социально – ориентированного (или комфортного) типа обладают, подобно гармоническому типу, устойчивой структурой личности, но их выделяет сильная зависимость от ситуации, стремление соответствовать окружению, потребность поступать су ...
Происхождение и развитие зависимостей
Президент ассоциации "Исаак" доктор Дарв Смит предлагает следущую
модель:
ПОЧВА ЗАВИСИМОСТЕЙ
Каждый из нас, так или иначе, подвергался оскорблениям, кто - то больше, чем другие. Почва оскорбления приводит к различным чувс ...