Итак, бессознательная мотивация - неосознаваемые побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность, т.е. выбор конкретного поведения (действий и поступков).
Разумеется, бессознательные мотивы присущи каждому. Какие бы бессознательные силы ни побуждали нас рисовать или писать, мы вряд ли будем из-за этого волноваться, если в достаточной мере можем выразить себя в рисовании или в литературном творчестве. Какие бы бессознательные мотивы ни вели нас к любви или преданности, они не интересуют нас до тех пор, пока любовь или преданность наполняет нашу жизнь конструктивным содержанием. Но нам действительно необходимо осмыслить бессознательные факторы, если очевидный успех в творческой работе или в установлении нормальных отношений с другими людьми, успех, которого мы страстно желали, Оставляет в нас только пустоту и недовольство или если все попытки добиться успеха оказываются тщетными и, несмотря на все сопротивление, мы смутно ощущаем, что не можем полностью приписать неудачи сложившимся обстоятельствам.
Говоря кратко, мы нуждаемся в анализе наших бессознательных мотиваций, если оказывается, что что-то внутри нас мешает достичь поставленных целей. Со времен Фрейда бессознательная мотивация относится к числу основных фактов человеческой психологии
Знание о существовании и воздействии таких бессознательных мотиваций является полезным руководством в любой попытке анализа, особенно если она предпринимается не на словах, а на деле. Оно может даже оказаться достаточным инструментарием для того, чтобы выявить ту или иную причинную связь. Однако для систематического анализа необходимо иметь несколько более точное понимание бессознательных факторов, препятствующих развитию. Пытаясь понять человеческую личность, важно раскрыть ее основные движущие силы.
НО, если при изучении человеческой мотивации мы ограничим себя экстремальными проявлениями актуализации физиологических позывов, то мы рискуем оставить без внимания высшие человеческие мотивы, что неизбежно породит однобокое представление о возможностях человека и его природе. Слеп тот исследователь, который, рассуждая о человеческих целях и желаниях, основывает свои доводы только на наблюдениях за поведением человека в условиях экстремальной физиологической депривации и рассматривает это поведение как типичное. Перефразируя уже упомянутую поговорку, можно сказать, что человек и действительно живет одним лишь хлебом, но только тогда, когда у него нет этого хлеба.
[1] Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / сост. М.Г. Ярошевский. - М. 1989.
[2] Джеймс У. Психология.- М., 1991.
[3] Шульц Д.П., Шульц Э.С. История современной психологии. – СПб, 1998.
[4] Адлер А. Понять природу человека. - СПб, 1997.
[5] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.
[6] Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.; Воронеж, 1995.
[7] Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т.3., кн.1. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. С.105.
[8] Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971.
[9] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 1998
[10] Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.
[11] Кичатинов Л.П. Динамика коммуникативных потребностей развивающейся личности // Текст. Высказывание. Слово. М., 1983. С.97-104.
[12] Обуховский К. Психология влечений человека. – М.: Прогресс, 1972.
[13] Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука. 1997. - с.194/
[14] Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971
[15] Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. – М.: Педагогика, 1986
[16] Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.
[17] Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Воронеж, 1996
[18] Обуховский К. Психология влечений человека. – М.: Прогресс, 1972
[19] Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971.
[20] Дерябин, В.С. Чувства. Влечения. Эмоции - Л.: Наука, 1974. – 258с.
[21] Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М., 1964.
[22] Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983.
[23] Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982.
Больше по теме:
Ведущая деятельность и
развитие в раннем детстве
Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они о ...
Исторический и культурный аспекты злоупотребления
психоактивными веществами
История использования психоактивных веществ начинается с глубокой древности, а история распространения наркоманий и широких масштабов нелегального оборота насчитывает всего несколько десятилетий.
Всемирная Организация Здравоохранения опр ...
Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия
Если бы вы остановили на улице 50 человек, выбранных наугад, и попросили бы их назвать наиболее важные детерминанты человеческой агрессии, то большинство скорее всего назвало бы единственный термин: фрустрация. Поскольку своим широким рас ...