Естественный эксперимент (впервые предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г.) по своему замыслу должен исключать то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, и перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, беседа, игра, приготовление домашних заданий и т.д.).
Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т.д.
Различия между лабораторным и естественным экспериментом в настоящее время весьма условны и не должны быть абсолютизированы.
В юридической психологии этот метод применяется в качестве следственного эксперимента, целью которого является проверка определенных психофизиологических качеств участников уголовного процесса.
Одним из самых распространенных методов в юридической психологии является беседа. Он состоит в получении необходимой информации в процессе коммуникации. В беседе выявляются отношения человека к людям, социальным ценностям, событиям, фактам, собственному поведению, интересы, личностные особенности поведения и т.д.
В практической деятельности юристов применение беседы в условиях процессуальной деятельности является необходимой частью расследования.
В юридической психологии широко используется биографический метод, который состоит в сборе и анализе материалов, характеризующих жизненный путь человека. Источником биографических сведений могут быть:
- сообщения самого участника процесса о различных периодах его жизни, поведении
- сообщения родственников, знакомых, сослуживцев
- различные документы: дневниковые записи, переписка, характеристики, заявления, жалобы, материалы уголовного дела и т.п.
Изучение жизненного пути не требует от сотрудников специальных познаний в области психологии и использования научных методов обработки результатов.
В юридической психологии используется и метод анализа продуктов и результатов деятельности, т.е. изучение результатов физического или интеллектуального труда. По продуктам деятельности можно судить об интересах личности, ее профессиональных умениях, способностях и др. В этом случае как будто изучается не сама деятельность, а лишь ее продукт, но по существу объектом изучения оказываются психические процессы, реализующиеся в результате действия. Так, в детской психологии немалую роль играет изучение детских рисунков.
Безусловно, в юридической практике, этот метод применяется при анализе следов преступления, способа, места и времени совершения преступления. Особенности результатов преступной деятельности устанавливаются по результатам осмотра места происшествия, изучения протокола осмотра места происшествия, заключения экспертов, допросов участников процесса.
Нередко используется метод обобщения независимых характеристик, который заключается в сборе и последующем анализе устных и письменных показаний различных лиц об изучаемой личности. Этот метод позволяет выяснить черты характера, мотивы, способы достижения целей, места личности в социальных группах.
Наряду с устными сообщениями официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются: характеристики с места работы, учебы, места жительства, старые уголовные дела, личные дела заключенных, акты судебно-психологических экспертиз и др.
При использовании данного метода следует учитывать важное обстоятельство: отдельные имеющиеся характеристики могут быть неполны, односторонни, в значительной степени субъективны - отражать отношения конкретного человека к данному лицу.
Все это обязывает сотрудника с исключительной осторожностью использовать каждую характеристику, подвергая ее тщательному анализу. Запрашивая характеристики, сотруднику целесообразно указывать, какие сведения о личности должны в них содержаться.
Тест - это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. При помощи тестов стремятся выяснить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений, наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выяснить степень пригодности для работы в области той или иной профессии и т.д. Психологические тесты применяют, когда надо, например, выяснить степень психологической подготовленности космонавта к космическому полету, когда необходимо установить, как усвоили знания испытуемые в экспериментальной группе, где использовались особые приемы обучения, и во многих других случаях.
Больше по теме:
Нарушения поведения
Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и ч ...
Что такое интеллектуальное сопротивление и в чем оно проявляется
Если мы стремимся вылечить больного, освободить его от болезненных симптомов, то он оказывает нам ожесточенное, упорное сопротивление, длящееся в течение всего лечения.
Сопротивление больных чрезвычайно разнообразно, в высшей степени уто ...
Эмоции и чувства как особая сторона душевной жизни человека.
Особую, очень важную сторону внутренней жизни человека составляют эмоции и чувства. Для субъекта достоверность и очевидность собственного внутреннего мира выступает, прежде всего, как эмоциональная реальность, как его переживание. Все мы ...